Бизнесу надоели мантры об "облаках"
Отечественные вендоры "облачных" решений застали начало роста спроса на решения для оптимизации ИТ-инфраструктуры со стороны разных бизнесов, но столкнулись с тем, что не всегда заказчики отдают себе отчет в том, что хотят получить от поставщика или консультанта. Эти и другие тенденции развития предложений на базе облачных бизнес-решений обсудили участники круглого стола "Облачные технологии: комфортные решения для бизнеса", проведенного CNews Conferences.
Мировой рынок облачных решений за последние годы пережил галопирующий рост и стал глобальным – его тренды в той или иной степени сейчас применимы к практически любому локальному рынку. Не является исключением и Россия, где аналитики прогнозируют резкий скачок предложения "облачных" услуг в перспективе до 2015 года – по оценкам IDC, он будет 34-кратным: с 35 млн долларов по итогам 2010 года до 1200 млн долларов в 2015 году.
Тем не менее, существуют достаточно заметные факторы, тормозящие развитие отрасли. Они приводят к тому, что, по оценкам ассоциации вендоров ПО BSA, Россия остается в арьергарде лидеров по качеству регулирования облачной индустрии (16 место из 24 возможных в 2011 году), а из-за недостаточного и несовершенного проникновения ШПД в регионах облачные услуги продолжают оставаться нишей, в которую требуются достаточно большие капиталовложения.
Впрочем, это не мешает российским компаниям с позитивом смотреть на "облака", ориентируясь на опыт Запада и совсем небольшого (около 10 тыс. пользователей) процента заказчиков, которые уже начали пользоваться SaaS-продуктами (например, "Мегапланом" или решениями для учета и делопроизводства от "СКБ Контур"). Так, по данным опроса Microsoft, больше половины респондентов из СМБ полагают, что переведут в ближайшем будущем свою ИТ-инфраструктуру в "облако", чтобы сделать свой бизнес более продуктивным, инновационным и экономически оправданным.
"В одну сторону" с ними смотрят и госорганы – в стране активно строится национальная облачная платформа, поставщик которой – "Ростелеком" – готов предлагать бизнесу как общие офисные решения от "1С" и Microsoft, так и специализированные отраслевые (для медиков, школ и так далее), ради чего построит крупнейший в стране дата-центр в Москве.
Подобные активности со стороны игроков рынка особо примечательны тем, что проходят в "чистом поле" - в России не было по существу ни одного масштабного ИТ-проекта в рамках всей страны с огромным массивом данных, которые стали бы унаследованными после перевода в "облака" и вызвали проблемы с миграцией и доработкой. В этом состоит одна из ключевых особенностей "облачного" рынка России, что дает шанс местным игрокам не тратить большие суммы на старт своих проектов, а сразу внедрять их в коммерческую эксплуатацию.
Тем не менее, необходимые и финансовые, и маркетинговые, и административные ресурсы сейчас сосредоточены только у одного отечественного игрока – "Ростелекома", который, в случае отсутствия заметной конкуренции, становится единственным массовым провайдером "облаков", концентрируя внутри своих решений данные, что пока делает неочевидным возможности перехода к другим провайдерам.
"Облака" - это хорошо забытое старое
По мнению Алексея Сапожкова, руководителя направления по продвижению стратегических инициатив IBM в России и СНГ, последние несколько лет обсуждений применения "облаков" в бизнесе показали, что специалисты подменяют понятия и говорят о технологической инновации в "облаке", которой там нет. "Виртуализация, мониторинг и другие решения в облачной модели были известны 10-20 лет назад, поэтому это не панацея для бизнеса и те, кто говорили об "облаках" так, нанесли урон имиджу самого понятия", - признался он в ходе своего доклада. Классической ошибкой, которую допускают в большинстве проектов по внедрению облачного ПО, является убеждение, что любое приложение можно поместить в облачную среду и оно продолжит работать в ней как и прежде.
Тем не менее, постепенно у вендоров и продавцов появляется корректное понимание предлагаемой услуги как "ИТ как сервиса". При этом, как отметил докладчик, "облака" в силу предопределенности развития рынка являются нишевым решением, которое не может занять место традиционных ИТ-ресурсов – он отвел в среднем "облакам" и иным решениям 80% в ИТ-инфраструктуре предприятий и 20% остались у привычных решений, но пропорция различается от профиля компании и степени ее вовлеченности в современные технологии. Так, если у нее есть опыт использования "частного" облака, то рано или поздно она перейдет к применению "публичного", что приведет к тому, что будущее останется за традиционными ИТ и гибридными "облаками".
Об этом же говорил Антон Жбанков, ведущий специалист EMC, считающий, что между частным и публичным "облаками" нет принципиальной разницы. Однако для повсеместного применения таких продуктов пока еще не дошло: бизнес должен понять, какими "облаками" он может пользоваться без дальнейших рисков в виде неисполнения директив регулятора и существующей практики ведения дел в отрасли.
Алексей Скорняков: Для пользователей важно, чтобы облачный сервис вел себя ожидаемо
На вопросы CNews ответил Алексей Скорняков, технический директор компании «Росинтегра».
CNews: Насколько российский рынок готов к переходу на облачные решения в концепции сервиса?
Алексей Скорняков:Сегодня рано однозначно говорить о готовности или неготовности бизнес-заказчиков к переходу на облачные решения. Дело в том, что рынок облачных сервисов, можно сказать, только зарождается в России, выбор облачных решений еще крайне ограничен.
Александр Заржецкий: Спрос на облачные технологии будет бурно расти
На вопросы CNews ответил Александр Заржецкий, руководитель Департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли ВЦ "1С-Рарус".
CNews: Как, на ваш взгляд, будет меняться спрос на облачные технологии в ближайшие годы?
Александр Заржецкий: Я практически уверен, что в целом спрос на облачные технологии будет бурно расти. Но это не означает, что любая компьютерная программа или сервис сразу станет популярным, как только объявит о выходе "в облако". Считаю, что востребованными будут только те «облачные» технологии, которые дадут индивидуальным пользователям или корпоративным клиентам заметные преимущества по сравнению с локальными приложениями: функциональные, финансовые или какие-либо другие.
Антон Жбанков: Рынок готов ко всем видам облачных решений
На вопросы CNews ответил Антон Жбанков, ведущий специалист EMC.
CNews: Каких "облачных" решений ждет российский рынок?
Антон Жбанков: На текущий момент рынок постепенно созревает, ожидания становятся более реалистичными. Еще совсем недавно облако понималось как «серебряная пуля», которая решает все проблемы сразу. И при этом почти ничего не стоит. Но появляется понимание структуры расходов, приходят новые критерии оценки эффекта облачных систем, как, например, метрика time-to-market. Если же говорить о типе облачных решений, то рынок, наверное, уже готов ко всем типам – от простейшего хранения данных в облаке до выноса SAP, от которой зависит весь бизнес заказчика, в облако. Успеха в России добились очень многие игроки, которые предоставляют различные услуги – от сдачи налоговой отчетности до сервисов унифицированных коммуникаций и аренды вычислительных мощностей.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3013