Переход в облака набирает мощь
Компания Gartner предсказывает, что большинство предприятий примет облачные технологии в той или иной форме уже к концу этого года. Подтверждает это и публикация в августе в журнале Forbes, в которой утверждается, что почти 40% ИТ-руководителей уже исследуют потенциал облачных технологий в своих компаниях и менее 5% не доверяют облакам. Российский бизнес уже верит в облака и не просто верит, а активно применяет. Иллюстрируют это доклады «айтишников» на проведенной 10 сентября 2013 г. в Москве CNews Analytics и CNews Conferences конференции «Облачные технологии: инновационность и практика использования».
Максим Захаренко: ИТ не вернется в офис
Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека», рассказал о существующих на данный момент тенденциях в развитии облачных технологий, отношении к ним заказчиков и проблемах данной области.
CNews: Что представляет собой экосистема облачных услуг в России с точки зрения оператора? Какие схемы наиболее востребованы (IaaS, SaaS и т.д.)? Какие услуги внутри SaaS необходимы заказчикам?
Максим Захаренко: Сегодня существует две облачные тенденции, каждая из которых по-разному смотрит на роль ИТ-специалиста в будущем мире.
Первая из них – SaaS – революционная, представляющая собой фактически отрицание необходимости ИТ-специалиста в будущем. ИТ, по мнению сторонников этой идеи, станет арендной услугой, не требующей внедрения и сопровождения, а любое предприятие сможет быть автоматизировано набором SaaS-сервисов. Этих сервисов появилось много, особенно в тех областях, где они могут представлять собой отдельное законченное решение, например, автоматизация проектной деятельности, контроль выполнения задач, CRM, документооборот, общение бухгалтерия и т.п. SaaS продается непосредственно бизнесу, зачастую в обход ИТ-службы.
Одновременно с этим идет эволюционный процесс, где основную роль как раз играют ИТ-специалисты, использующие облачные сервисы низкого уровня (IaaS) для расширения, консолидации, резервирования и тестирования элементов ИТ-инфраструктуры, сохраняя за собой контроль над управлением и безопасностью. В Россию уже приходят крупные международные IaaS-платформы, например Microsoft Windows Azure. Технически они расположены вне РФ, но в настоящее время это не мешает развиваться десяткам локальных платформ, в том числе интеграционная платформа «Облакотеки». У каждого есть свои конкурентные преимущества, и ландшафт облачных сервисов предполагается достаточно разнообразным.
CNews: Как облачные сервисы воспринимаются заказчиком? Что мотивирует при принятии решения о пользовании облачными услугами?
Максим Захаренко: Существует несколько стандартных преимущество облаков перед традиционной ИТ-инфраструктурой: мобильность, доступность, гибкость, использование новейших технологий, надежность, но главное, конечно, финансовая выгода. Капитальные затраты компании переходят в операционные, что означает сокращение расходов приблизительно с 3 млн руб. единоразово до ста тысяч в месяц, причем вполне вероятно, что реально понадобится меньше мощностей и ресурсов. Облачные сервисы особенно хорошо воспринимаются заказчиками во время развития ИТ-инфраструктуры, то есть в такие моменты, как создание предприятия, модернизация ЦОДа или авария в ЦОДе, резкий рост или уменьшение размеров компании, смена ИТ-персонала и др.
Традиционно существует несколько сценариев, в которых облака эффективнее собственной ИТ-инфраструктуры в офисе: сезонный бизнес, временные мощности для тестирования и внедрения, всевозможное резервирование, которое должно осуществляться в географически удаленный ЦОД. Появление и функциональное развитие облачных сервисов, успешное шествие облаков за рубежом, информационное давление и появление историй успеха приводят к тому, что заказчики постепенно обращают внимание и все чаще рассматривают облачные варианты развития своих ИТ-ресурсов.
CNews: Какие из проблемных областей на данный момент остаются незакрытыми в силу неразвитости инфраструктуры, дороговизны и других объективных причин? На какие из них, напротив, оператор способен повлиять?
Максим Захаренко: Основные проблемы SaaS-сервисов – недостаточная интеграция и невозможность обеспечения комплексной безопасности. А при наличии желания обойти ИТ-специалиста это приводит к бойкоту использования облачных технологий на многих предприятиях. Зачастую возникает эффект «серого» ИТ: сотрудники через интернет пользуются SaaS-сервисами, где расположены важные бизнес-данные без какого-либо контроля, а потому эти данные могут быть похищены или утеряны по случайности. Сообщество SaaS-сервисов осознает эти проблемы, в последнее время появились системы единой авторизации, агрегаторы контроля доступа, Security-as-a-Service и т.п., но до обеспечения комплексной системы безопасности ещё далеко. Кроме того, многие SaaS-сервисы открывают интерфейсы к данным для возможности интеграции, но решения носят характер «один к одному». Пока нельзя сказать, что любые SaaS-сервисы прозрачно видят данные друг друга и дают пользователю полную картину, что уже давно реализовано в традиционных ИТ-инфраструктурах в офисе.
С IaaS тоже пока не все идеально, их развитие наоборот движется «снизу вверх», то есть к базовым сервисам компьютерных и сетевых мощностей добавляются полезные для ИТ инфраструктурные сервисы: резервного копирования, сетевой безопасности, антивирусы, мониторинг, учёт элементов ИТ-инфраструктуры, управление библиотеками и др.
Какие модели окажутся наиболее востребованными, покажет время. Окончательного ответа нет даже на развитом западе, скорее всего, будет очень разнообразный ландшафт облачных сервисов под различные задачи и ситуации. Одно можно сказать с уверенностью: на текущем витке развития технологий ИТ уже не вернется обратно в офис.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3518