CNews Cloud: Облачные сервисы
Статья

Microsoft: Участники Летней школы – «национальная сборная» по облакам

Облака

Развитие ИТ-корпораций невозможно представить без сотрудничества с научным сообществом, ведь в основе прорывных технологий лежит масштабная исследовательская работа. Понимая это, подразделение Microsoft Research активно поддерживает деятельность ученых, в том числе начинающих. Уже в шестой раз молодых перспективных студентов и аспирантов объединила проводимая в Москве Летняя школа, в этом году посвященная облачным вычислениям. Каковы цели и задачи проекта, подходы к выбору научных направлений и почему к участию приглашены представители естественно-научных и гуманитарных, а не только технических дисциплин, в интервью CNews рассказал Дмитрий Халин, директор департамента технологической политики Microsoft в России.

Есть и еще один важный аспект образовательных и исследовательских инициатив Microsoft, в том числе и Летней школы, – поддержка инноваций. Развитие инноваций – часть стратегии Microsoft как в России, так и во всем мире, и Летняя школа является одним из ее элементов. Мы считаем, что работа с талантливыми молодыми учеными, которые увлечены своими исследованиями, – эффективный способ продвижения инновационных проектов. Однако хочу еще раз подчеркнуть, само по себе это не является нашей приоритетной целью; мы обеспечиваем научную базу для создания технологий, которые потом станут основой инноваций.

Если оценивать вклад исследовательского направления Microsoft в развитие компании, то самое очевидное здесь – внедрение научных разработок в коммерческие продукты. Один из ярких примеров – инновация Kinect. Алгоритмы по распознаванию образов, рожденные в недрах лаборатории «Компьютерное зрение», позволяют решать прикладные задачи. Успех игровой платформы Xbox вполне очевиден. Сегодня удалось добиться того, что высокочувствительные видеокамеры взаимодействуют фактически с аудиторией. Не с человеком, а с аудиторией. Компьютер способен распознавать сразу несколько человек, понимать, кто и как двигается – вплоть до того, что определяет, как изменяется пульс.

Иногда чисто научные разработки получают довольно неожиданные практические применения. Так, мы знаем, что наши достижения в области искусственного интеллекта и разработки на их основе используют крупные интернет-компании, такие как Facebook, для отслеживания в сети порнографии с участием несовершеннолетних.

Дмитрий Халин: Благодаря теме облачных вычислений, появилась возможность для кросс-дисциплинарного взаимодействия

Можно упомянуть еще приложение Skype Translator, над разработкой которого также работают специалисты Microsoft Research. Технология позволит общаться посредством Skype с носителем любого иностранного языка без переводчика в режиме онлайн: вы произносите текст на своем языке, а собеседник «на другом конце провода» слышит вашу речь на родном для него языке. Мы гордимся подобными прорывными технологиями во многом и потому, что они нивелируют барьеры общения. И, кстати, создание этого продукта было бы невозможно без облачных вычислений.

CNews: Вы упомянули, что в этом году в связи с тематикой облачных вычислений уделяете большое внимание кросс-дисциплинарности. Так, к участию в школе были приглашены молодые ученые не только сугубо технических дисциплин, но и гуманитарных и естественно-научных. Каково практическое применение облаков, например, для физиков, геологов?

Дмитрий Халин: Да, действительно, темы предыдущих лет были типично ИТ-шные – высокопроизводительные вычисления, структуры данных и алгоритмы, компьютерное зрение, параллельные вычисления, алгоритмы обработки больших объемов данных. Но сегодня, благодаря теме облачных вычислений, появилась возможность для кросс-дисциплинарного взаимодействия. С одной стороны, это позволяет задействовать формат кампуса, в нашем случае – одного из лучших в стране университетов, то есть максимально эффективно использовать имеющиеся у нас ресурсы. С другой стороны, такие возможности повышают глубину и значимость научных исследований, позволяя получать взаимные кросс-дисциплинарные выгоды как для развития информационных технологий в рамках социальных, государственных инициатив и проектов коммерческих компаний, так и для науки в целом. Скажем, применение технологий больших данных для анализа информации, собранной в результате многолетних наблюдений за изменениями климата, позволяет делать потрясающие открытия в смежных науках.

В качестве примера могу упомянуть один из докладов, сделанный профессором Сергеем Борисовичем Березиным, доцентом кафедры математической физики факультета ВМК МГУ им. Ломоносова, завлабораторией ИСММ (инструментальных средств математического моделирования). Выступление ученого было посвящено деятельности лаборатории визуализации и обработки больших данных, которой мы, также как и лаборатории «Компьютерного зрения», оказываем поддержку. Так вот, в рамках направления по визуализации и обработке больших данных существует проект Chronozoom. Разработано решение, которое позволяет образно, в виде доступной инфографики, визуализировать огромные массивы разнообразной информации, например, естественную и общественную историю – от Большого Взрыва до новейших событий в развитии нашей цивилизации.

Сегодня накоплено большое количество результатов научной деятельности, в том числе целевых исследований геологов, биологов МГУ. Феномен больших данных и сложность работы с ними заключаются как раз в том, что подобную информацию невозможно обработать, проанализировать в ее исходном виде. Выявить закономерности позволяют специальные инструменты. В использовании Chronozoom есть очевидная польза для ученых смежных областей науки. Систематизация огромного массива информации и ее визуализация может помочь находить взаимосвязи и историкам, и физикам, и геологам.

Дмитрий Халин: В регионах России очень много исследовательской энергии, и она обязательно должна находить выход

Другой пример – использование инструментов работы с большими данными для обработки результатов космических исследований. С момента первого запуска спутника в космос, а это 50 лет, собиралась ценнейшая информация, получаемая в процессе съемки Земли из космоса. Как ее могут применять другие, не связанные напрямую с астрономией, дисциплины? Можно, например, проследить, как менялись леса и океаны – и это уже интересно экологам и океанографам.

Таких примеров – великое множество, и нам важно перекинуть такой кросс-дисциплинарный мост. И именно связанные друг с другом феномены облачных технологий и больших данных создают площадку для кросс-дисциплинарного общения.

CNews: Кроме кросс-дисциплинарности, какие еще отличительные черты Летней школы формата 2014 можете отметить?

Дмитрий Халин: Еще перед стартом школы, когда стал известен состав учащихся, мы порадовались, что в этом году пятая часть студентов – девушки. Это очень здорово. Информационные технологии – это как раз та профессиональная, научная сфера, потенциал которой не раскрыт для женщин. Многим нашим ИТ-шным коллективам в России не хватает женщин, это совершенно очевидно. И как только в штате таких предприятий появляются девушки, многие направления начинают развиваться в качественно новом русле. Мы это замечаем на примере нашей компании. Другой вопрос, что на рынке труда, к сожалению, таких технических специалистов сегодня еще очень и очень мало.

CNews: Заинтересованы ли вы в том, чтобы в вашем проекте принимали участие студенты и аспиранты из регионов России?

Дмитрий Халин: Очень заинтересованы. Но расходы на дорогу до Москвы учащимся приходится брать на себя. Проживание, питание и учебные материалы оплачивает школа.

CNews: На карте России есть ключевые регионы – центры исследовательской и инновационной деятельности (Новосибирск, Тюмень, Казань), которые являются драйверами отечественной науки. Логично ли предполагать, что основной приток студентов ожидается из этих регионов?

Дмитрий Халин: Вы знаете, вопреки ожиданиям, Летняя школа привлекает молодых ученых из регионов, которые не являются научными центрами. В этом году, например, участники школы приехали с Украины, из Кыргызстана, Азербайджана и даже Австрии и Греции. Научная база, которую получают молодые ученые в передовых вузах страны, дает им возможность без особых трудностей пройти наш конкурс и стать учащимся школы. Но в действительности к нам стремятся талантливые молодые специалисты и из регионов, не отмеченных насыщенной научной деятельностью.

Полагаю, это может быть связано с тем, что внутри ученых сообществ, уже сформированных и активно функционирующих, и без того хватает точек приложения творческой, исследовательской энергии. Они полны своих инициатив. Студенты и аспиранты обычных вузов – деятельные, талантливые, перспективные – ищут возможности развиваться. Мне вообще кажется, что в регионах у нас очень много энергии, и она обязательно должна находить выход. И чем больше у ученого препятствий на пути к реализации своей мечты, тем сильнее его стремление действовать и тем крепче желание получить результат. Нам интересны люди, которые хотят пробовать, учиться, достигать цели.

CNews: Какая работа ведется для поддержания отношений между учеными, которые возникают во время учебы?

Дмитрий Халин: Мы считаем, что, каким бы онлайновым ни становился наш мир, живое общение ничто не заменит, и мы будем продолжать инициировать мероприятия и приглашать ученых. Более того, если из научного исследования, рожденного на базе нашей школы, вырастает стартап, мы оказываем ему всяческую поддержку на начальном этапе – благо, ресурсы для этого у нас есть. Через нашу программу BizSpark уже прошло более 400 стартапов. Кроме того, мы располагаем поддержкой акселераторов, фондов посевного финансирования, собственного фонда. Налажено взаимодействие с другими организациями. Так, например, Microsoft Research состоит в партнерстве с инновационным институтом СколТех, и к участию в мероприятиях, им организованных, мы приглашаем и наших студентов.

И все-таки хочу подчеркнуть, что в рамках Летней школы мы не говорим о стартапах: проекты, над которыми работают наши студенты, – еще не стартапы. Вообще говоря, научные исследования не скоро и даже не всегда становятся прикладными. Да, здорово, когда научная работа нашего учащегося ложится в основу коммерческого продукта, но это вовсе не цель. Ученые – это особое царство, которое строится на постоянном обмене энергией, ценность которого очень велика.