ФОРС: Одна стойка Exadata может заменить несколько шкафов с серверами
Облачные технологии становятся все популярнее, однако переход на облачную модель не всегда прост и удобен. Более того, ожидаемые расходы на миграцию могут заставить многих отложить решение о переходе на нее. О том, как сделать подобный переход более простым и экономичным, в интервью CNews рассказал Дмитрий Сивохин, директор департамента продаж и услуг компании ФОРС.
Еще на стадии проектирования архитектуры ИТ-решения необходимо задуматься над тем, какие именно вычислительные комплексы смогут наилучшим образом решить поставленные задачи, и какой должна быть их конфигурация. Линейка продуктов класса Exa- постоянно расширяется. Так, скоро наш центр пополнится еще одной машиной - Oracle Exalytics. Недавно было объявлено о машине для обработки и хранения очень больших объемов данных - Oracle Big Data Appliance.
Важно, что все вышеперечисленные продукты – могут быть положены в основу единой системы, оптимизированной и полностью готовой к работе. Примененные в комплексе, они вызывют эффект синергии.
CNews: Любые ли бизнес-приложения могут быть перенесены в облако?
Дмитрий Сивохин: В облака мигрирует не технология работы с данными и информацией – они лишь трансформируются, становясь облачными – а приложения и данные, которые меняют места своего обитания, выбирают один из нескольких миграционных путей. Одни приложения перемещаются из централизованных ЦОД в частные облака, другие из частных в гибридные и далее в публичные. Но встречается также и обратный поток переселения из публичных облаков в частные.
Спрос на облачные технологии в России растет так же, как и во всем мире, но не настолько быстрыми темпами, как хотелось бы.
Для размещения приложения в облаке подчас требуется модернизация структуры приложения, минимизация требований по памяти и уменьшение требований по скорости обращения к базам данных (оптимизация выборок и т.д.). Нужно учитывать величину и скорость пропускных каналов, вводить доменную инфраструктуру для доступа в через внешние (интернет) каналы, что ведет некие расходы по безопасности доступа к информации, а это также может быть не всегда оправдано. Одним словом небольшие и более современные приложения мигрировать проще и безболезненнее.
CNews: Насколько трудоемка и сложна миграция баз данных и приложений? От чего зависит стоимость и продолжительность такого проекта? Обязательно ли приобретать оборудование в собственность, существуют ли пути оптимизации расходов по проекту?
Дмитрий Сивохин: Существуют разные варианты оптимизации расходов на проект. Например, заказчики арендуют оборудование вместо его покупки. Ежемесячная абонентская плата – небольшая финансовая нагрузка на компанию по сравнению с первоначальными инвестициями на приобретение в собственность. Это ускоряет и облегчает переход на облачные технологии.
Сами облачные проекты, предусматривающие создание или модернизацию ПО и документации, различаются по масштабу, качеству, сложности и продолжительности. На основании этих критериев мы выделяем несколько типов проектов.
По масштабу они подразделяются на малые (до 10 млн долл), средние (от 10 до 50 млн долл), большие (от 50 до 100 млн) и сверхбольшие (более 100 млн долл). По сложности проекты делятся на монопроекты, мультипроекты и мегапроекты. Соответственно, речь идет об отдельных проектах, комплексных проектах из нескольких монопроектов под единым управлением, а также о масштабных комплексных проектах уровня регионов, секторов экономики и т.п. В некоторых отраслях встречаются настолько сложные задачи, что для их реализации требуются несколько проектов, объединенных общей программой.
Часто проекты разделяются на подпроекты, или компоненты. Делается это для облегчения управления ими. Подпроекты могут передаваться в ведение других подразделений компании, выполняющей проект или во внешние организации.
CNews: Что вы можете порекомендовать компаниям, которые решили создать у себя ЦОД нового поколения?
Дмитрий Сивохин: Как правило, сначала нужно определиться с целями и задачами проекта. Чего мы хотим добиться? Повысить эффективность бизнеса? Предоставлять клиентам какие-то новые услуги? Когда получены ответы на эти вопросы, надо выбрать программно-аппаратную платформу, построить само решение – то есть, создать концепцию, разработать архитектуру, спроектировать его. И самое важное – определить уровни SLA (Service Level Agreement), чтобы понять, какие сервисы в какой момент должны восстанавливаться в случае, если происходит сбой, ошибка, и какую ответственность в этом случае несет поставщик услуги. Зачастую уровень SLA определяется как для облака в целом, так и отдельно в разрезе конкретных задач.
CNews: Сегодня популярно мнение, что заказчику выгоднее получать все: и «железо», и софт, и обслуживание у одного вендора. Какие выгоды получает заказчик, заказывая весь набор у одного поставщика?
Дмитрий Сивохин: Выгоды очевидны. Это - экономия времени при проектировании последующих решений, минимизация рисков нестыковки предлагаемых решений, готовность исполнителя наращивать пул услуг на основе уже предложенного решения. При работе с единым поставщиком можно определить качество предлагаемых услуг по ранее сделанному решению, договориться о скидках для последующих перспективных проектов, получить гарантированное качество технической поддержки всего решения и т.д.
Давайте в качестве примера возьмем Oracle Exadata Database Machine. Машина приходит в прединсталлированном виде, в коробке. Ее инсталляция занимает всего один день. Это мы проверяли на себе, когда устанавливали Exadata в своем инженерном центре. Система уже включает в себя предустановленную базу данных, систему хранения данных, серверы обработки данных и т.д. И она уже собрана в стойку на 42 юнита. А когда заказчик покупает серверы отдельно, базы данных отдельно, сначала ему нужно собрать все это в стойку. Далее необходимо поставить операционную систему, разбить диски, подключить дисковое хранилище, проинсталлировать базу данных и только потом загружать данные. То есть в случае с Exadata налицо существенное сокращение времени на развертывание системы. И самое главное - все компоненты системы уже интегрированы для совместной работы и сбалансированы идеальным образом.
Второй важнейший момент – заказчик получает техническую поддержку от одного вендора - и по софту, и по «железу». У него есть одна точка входа, где он сможет оперативно получить ответы на все свои вопросы на самом высоком профессиональном уровне.
Сергей Филимонов / CNews
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2885