"Облака" станут открытыми и гибридными
Ожидается, что 2011 год будет рубежом, перейдя через который "облачные вычисления" станут одним из базисов дальнейшего развития информационных технологий. Какие технологии - открытые или проприетарные – будут лежать в их основе?
"Облачные вычисления" (Cloud computing) – в последнее время одна из самых обсуждаемых тем среди ИТ-сообщества. Данная технология вошла в число основных трендов в развитии современного рынка ИТ. Большинство специалистов отрасли, включая ведущие аналитические агентства, считают, что 2011 год будет рубежом, перейдя через который "облачные вычисления" станут одним из базисов дальнейшего развития информационных технологий. У аналитиков IDC и Gartner нет сомнений в том, что "облака", наряду с мобильными сервисами и социальными сетями, станут главными платформами, на которые будут ориентироваться в обозримом будущем разработчики и поставщики программного обеспечения.
Некоторые сомнения насчет перспектив "облачных вычислений" пока еще остаются
IDC прогнозирует, что мировые расходы на ИТ в 2011 г. вырастут на 5,7% по сравнению с 2010 г. и достигнут 1,6 трлн. долл. При этом расходы на "облачные" сервисы вырастут на 30% относительно 2010 г. и будут значительно опережать рост рынка ИТ в целом. В США аналитики ожидают массовую миграцию бизнес-приложений компаний сектора СМБ - к концу года более трети средних и малых предприятий начнут активно использовать "облачные" сервисы. В свою очередь, эксперты европейского центра экономических и бизнес-исследований (CEBR) утверждают, что к 2015 г. благодаря "облачным вычислениям" экономика развитых европейских стран будет получать дополнительно по 177,3 млрд. евро в год. По их мнению, активное использование "облачных вычислений" окажет огромное влияние на структуру рынка во многих секторах экономики и станет важным фактором экономического роста, повышения конкурентоспособности и создания новых предприятий во всей еврозоне.
Некоторые сомнения насчет перспектив "облачных вычислений" пока еще остаются. Уже не раз в публикациях на данную тему сегодняшний "облачный" бум сравнивали с бумом "доткомов" начала века. Не является ли шумиха вокруг "облаков" очередным мыльным пузырем? Ситуация, действительно, довольно сильно напоминает ту, что сложилась в 2000-х годах вокруг интернет-стартапов: непрекращающиеся разговоры о возможностях и перспективах "облачных вычислений", лавинообразный рост инвестиций и большая активность венчурного капитала. При этом бизнес-модели многих поставщиков "облачных" услуг не выглядят достаточно проработанными, и зачастую складывается впечатление, что они пока слабо представляют, как будут зарабатывать деньги. Тем не менее, абсолютное большинство ИТ-специалистов уверено в безоблачном будущем "облачных" технологий.
На сегодняшний день существует несколько видов "облачных" сервисов, среди которых аренда инфраструктуры (IaaS), аренда интегрированной платформы (PaaS), аренда ПО (SaaS). Во всех случаях поставщик услуг берет плату за фактическое использование приложений, потребленные объемы систем хранения и передачи данных. В настоящее время различные виды облачных сервисов предлагают многие игроки ИТ-рынка, среди которых есть как гранды отрасли, такие как IBM, Microsoft, Google, Amazon, Adobe, так и огромное число компаний-стартапов, чей бизнес полностью построен на предоставлении "облачных" услуг.
Еще один момент истины для Open Source
При создании публичных "облачных систем" многие провайдеры (а среди них — Amazon, Google, IBM, Salesforce) строят свои платформы с использованием продуктов на основе Open Source. Правда, несмотря на свою открытую основу и использование открытых стандартов, публичные "облака" по своему характеру исключительно проприетарны. И в этом нет ничего удивительного: "облачные" платформы слишком сложны для обычных решений на основе Open Source и без существенных дополнительных инвестиций в разработку и систему поддержки существовать не смогут. Более того, существуют серьезные сомнения в "идеологической совместимости" облаков и СПО.
Так, ряд представителей СПО-сообщества, включая одного из гуру, Ричарда Столмана, критикуют "облака" и призывают отказаться от использования подобных сервисов, видя в них очередную угрозу распространению свободного ПО. Мотивируют они это, главным образом, опасностью потери контроля над собственными данными, которые в случае "облаков" располагаются на стороне провайдера. При этом пользователи далеко не всегда могут гарантированно ими распоряжаться, в частности, полностью удалять свои данные при разрыве отношений с провайдером. Вопросы безопасности также являются одним из основных поводов для критики "облачных" технологий, ведь цена массовых утечек пользовательских данных при использовании публичных "облаков" многократно возрастает.
Есть среди сторонников Open Source и другие, те, кто воспринимает "облачную идею" с энтузиазмом. Их посыл — с появлением "облачных" сервисов, таких как SaaS, у открытого ПО значительно расширится сфера применения и появятся новые возможности по завоеванию рынка.
Впрочем, аргументация и в том, и в другом случае ограничивается стандартными призывами отказаться от использования той или иной технологии. Облачные технологии ставятся противниками Cloud computing из комьюнити Open Source в один ряд с технологиями Microsoft или Apple, а опыт безуспешной борьбы с ними доказывает, что пользователи будут использовать лишь те продукты, которые полностью удовлетворяют их потребности и не доставляют неудобств.
Вольно или невольно, но сторонники СПО вынуждены искать разумные компромиссы между необходимостью развивать открытые технологии и возможностью получать от них прибыль. Практически все ИТ-компании, работающих в сфере СПО, в том или ином виде используют смесь проприетарных и открытых сервисов. Классическая модель СПО оказалась хороша в вакууме, а не в рыночных реалиях, — получать прибыль, которую затем можно инвестировать в дальнейшую разработку и в маркетинг она неспособна. Не удивительно, что руководство ведущих СПО-компаний, и в первую очередь — единственной прибыльной из них, Red Hat, смотрят на Microsoft и других вендоров проприетарных продуктов в основном как на конкурентов. Здесь практически нет места идеологии – это просто бизнес.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2558