|
|
Создание автоматизированной информационно-управляющей системы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (АИУС РСЧС)
Содержание:
Цели и задачи проекта
Масштаб проекта
Эффект от создания и внедрения
Очередность создания АИУС РСЧС
Результаты работ 2005 года
![Игорь Резник](../../temp_img/reznik_small.jpg)
Автоматизированная информационно-управляющая система создается как многокомпонентная пятиуровневая структура, включающая в себя федеральный центр обработки данных (ЦОД), 6 региональных (в пределах региональных округов), 89 ЦОД в субъектах Российской Федерации, центры обработки данных в муниципальных образованиях и на промышленных объектах в зависимости от степени их потенциальной опасности и подверженности катастрофам. В декабре 2005 года были проведены испытания специального программного обеспечения на объектах федерального центра, двух региональных центров и пяти центров в субъектах РФ, которые показали готовность СПО АИУС РСЧС к масштабному развертыванию.
Особенностями АИУС РСЧС являются наличие средств асинхронного информационного взаимодействия БД, функционирование единой системы классификации и кодирования информации в составе общероссийских и ведомственных (МЧС России) словарей и классификаторов.
Система является поистине уникальной: с одной стороны, это наличие электронного архива документов, возможности разграничивать полномочия пользователей и «конструировать» автоматизированные рабочие места для руководителей различного уровня, не перегружая их излишней информацией. С другой стороны, это учет специфики работы каждого пользователя.
Игорь Резник,
заместитель начальника Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России
Цели и задачи проекта
Одной из основных задач Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.
Несчастные случаи с людьми происходят в различных сферах их деятельности, и для спасения людей одних только сил и полномочий МЧС России явно недостаточно (например, на ДТП выезжают сотрудники ГАИ, спасатели и экипажи Скорой помощи). Поэтому, Федеральным законом Российской Федерации (РФ) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 года № 68-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 28.10.2002 года № 129-ФЗ, от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в состав которой вошли 16 министерств и ведомств. Федеральным законом определены основные задачи РСЧС. Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования РСЧС определяются Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.05.2005 года № 335). В соответствии с этим Постановлением Правительства РФ информационное обеспечение в РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС), представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Целью описываемого проекта являлось создание АИУС РСЧС. Место АИУС в структуре РСЧС схематично представлено ниже (рис. 1).
Упрощенная структура РСЧС включая местный уровень управления (муниципальные образования) (рис. 1)
![Упрощенная структура РСЧС включая местный уровень управления (муниципальные образования)](../../temp_img/ees_mchs_1.gif)
Ниже (рис. 2) схематично представлены взаимоотношения местного и объектового уровней РСЧС с учетом требований ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения».
Упрощенная структура управления муниципальным образованием в чрезвычайной ситуации (рис. 2)
![Упрощенная структура управления муниципальным образованием в чрезвычайной ситуации](../../temp_img/ees_mchs_2.gif)
Основными задачами описываемого проекта были:
- создание инфраструктуры АИУС РСЧС — средств связи и передачи данных между объектами МЧС России, включая видеоконференцсвязь, локальных вычислительных сетей и центров обработки данных на объектах МЧС России;
- разработка специального программно-информационного обеспечения АИУС РСЧС, предназначенного для автоматизации деятельности должностных лиц МЧС России в области оперативного управления РСЧС;
- организация межобъектового информационного взаимодействия, исключающего из сферы оперативного управления бумажный документооборот;
- обучение (тренинги) пользователей системы;
- ввод в эксплуатацию сегментов АИУС РСЧС по мере их готовности.
Масштаб проекта
В 2000 году компания «Стинс Коман» выиграла конкурс на звание «Главного конструктора АИУС РСЧС». В соответствии с техническим заданием за пять лет (2000 — 2005 sгг.) предполагалось оснастить вычислительными средствами и объединить средствами связи и передачи данных в единую пятиуровневую структуру:
- на федеральном уровне — до 20 объектов МЧС России, включая запасной пункт управления;
- на межрегиональном уровне — 6 региональных центров МЧС России и около 50 подразделений МЧС России межрегионального подчинения, включая запасные пункты управления региональных центров;
- на региональном уровне — 89 Главных управлений МЧС России в регионах, столько же пунктов ЕДДС регионального уровня и еще столько же запасных пунктов управления админиsстраций субъектов Российской Федерации;
- на местном уровне — более 25000 муниципальных управлений по делам гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций и столько же городских пунктов ЕДДС;
- на объектовом уровне — более 28000 объектов экономики.
Вся система должна централизованно управляться посредством подсистем административного управления, обеспечения защиты информации, видеоинформационного обеспечения, геоинформационного обеспечения, информационного обмена. Предполагалось, что будут применяться различные типы средств связи и передачи данных, дублирующих друг друга, начиная от космической и радио связи и заканчивая телефонными сетями.
Для автоматизации управленческой деятельности должностных лиц МЧС России должно было быть разработано около 200 компьютерных программ различного назначения, начиная от кадрового и бухгалтерского учета и заканчивая статистическим анализом, прогнозами возникновения и развития чрезвычайных ситуаций. И все это должно было функционировать в режиме реального времени.
В настоящее время в рамках выделенного объема финансирования АИУС развернута на федеральном, межрегиональном и, в некоторых случаях, на региональном уровнях РСЧС (см. рис. 3) в подразделениях и организациях МЧС России.
Реализованные сегменты АИУС РСЧС (рис. 3)
![Реализованные сегменты АИУС РСЧС](../../temp_img/ees_mchs_3.jpg)
Работы по созданию элементов АИУС на региональном, местном и объектовом уровнях РСЧС в соответствии с Федеральным Законом должны финансироваться из бюджетов соответственно субъектов РФ, муниципальных образований и организаций. И во многих случаях на местах создаются АС ОУ ГОЧС субъектов РФ и АС ОСОДУ муниципальных образований (см. Рис. 1). Задачей следующих периодов развития АИУС РСЧС является интеграция этих АС в информационное пространство АИУС.
Эффект от создания и внедрения
Если рассматривать сам проект АИУС РСЧС как таковой, то прямого экономического эффекта он принести не может. С другой стороны, косвенные выгоды от эксплуатации АИУС РСЧС, могут оказаться значительными. С чем это связано?
Во-первых, это связано с внедрением безбумажных технологий обмена информацией, исключением многократного ввода одних и тех же данных, а также с обеспечением информационной поддержки процедур принятия решений, планирования и контроля мероприятий. Если среднее время реагирования на чрезвычайную ситуацию составляет около одного часа, то автоматизация процедур ввода, передачи, обработки и предоставления информации позволяет экономить от 20 до 30 минут драгоценного времени. А по расчетам,1 уменьшение среднего времени реагирования на возникновение чрезвычайной ситуации с одного часа до 30-40 минут может обеспечить снижение безвозвратных потерь населения на 10-15%.
Во-вторых, в состав АИУС РСЧС входит Подсистема прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций. В этой подсистеме вырабатываются прогнозы возникновения новых и развития произошедших чрезвычайных ситуаций. На основе прогнозной информации разрабатываются планы профилактических мероприятий по предотвращению безвозвратных потерь населения. Оценить экономическую эффективность этих мероприятий довольно сложно, поскольку она связана с оценкой предотвращенного ущерба, для расчета которой не существует универсальных методик.
Очередность создания АИУС РСЧС
К сожалению, заказчик не открыл целевое финансирование проекта создания АИУС РСЧС, поэтому проектные работы проводились по ежегодно составляемому плану НИОКР МЧС России, а закупки оборудования и программных средств осуществлялись по линии других статей госзаказа и иных источников финансирования деятельности МЧС России. Всего с 2000 по 2005 год было выполнено 33 контракта в русле создания АИУС РСЧС. Укрупненный перечень работ, выполненных в соответствии с этими контрактами, приведен ниже.
2000 год
- Информационное обследование объектовых комплексов МЧС России.
- Техническое проектирование АИУС РСЧС и Ситуационного центра МЧС России.
- Рабочее проектирование трех объектов МЧС России.
- Обеспечение доступа пользователей Центрального аппарата (ЦА) МЧС России к WEB-серверам ЦРЦ, СЗРЦ, СКРЦ, СРЦ, ЦАМО, ГЗПУ, ГУ ГОЧС города Москвы.
- Разработка специального программного обеспечения для формирования и обработки выходных форм АИУС РСЧС.
2001 год
- Разработка типовых проектов Подсистемы видеоинформационного обеспечения АИУС РСЧС, Регионального информационно-управляющего центра АИУС РСЧС и Системы связи и передачи данных АИУС РСЧС.
- Рабочее проектирование трех объектов МЧС России.
- Организация информационного взаимодействия с АС «Лидар».
- Разработка шести функциональных задач.
- Модернизация ЛВС ЦА МЧС России.
- Поставка серверного оборудования и рабочих станций, средств видеоконференцсвязи (сервер и оконечные устройства), программного обеспечения (ПО) геоинформационной системы (ГИС) и цифровых карт.
2002 год
- Разработка типового проекта Областного (краевого, республиканского) информационно-управляющего центра АИУС РСЧС.
- Рабочее проектирование пяти объектов МЧС России.
- Разработка генератора типовых web-сайтов департаментов и управлений МЧС России и трех функциональных задач.
- Модернизация ЛВС на шести объектах МЧС России.
- Поставка средств телекоммуникаций, серверного оборудования для ЦА МЧС России, средств видеоконференцсвязи (сервер и оконечные устройства), цифровых карт.
2003 год
- Техническое проектирование Подсистемы обеспечения безопасности информации АИУС РСЧС и Системы материально-технического снабжения и вооружения.
- Рабочее проектирование четырех объектов МЧС России.
- Разработка четырех функциональных задач.
- Модернизация Центрального вычислительного комплекса МЧС России.
- Поставка средств видеоконференцсвязи (сервер и оконечные устройства).
2004 год
- Техническое проектирование Подсистемы административного управления АИУС РСЧС.
- Рабочее проектирование перевода ЛВС ОК «Театральная» и «Ватутина» на 1 Гб/с.
- Разработка шести функциональных задач.
- Модернизация ЛВС ЦА МЧС России.
2005 год
- Разработка планов развертывания средств подсистемы обеспечения безопасности, внедрения средств административного управления, работ по геоинформационной системе.
- Развитие единой автоматизированной системы делопроизводства и контроля.
- Модернизация 8 и разработка 3 функциональных задач.
- Проектирование и разработка 4 программных комплексов, в том числе:
- специального программного обеспечения для отображения информации на экране коллективного пользования;
- программного комплекса для организации виртуальной выставки МЧС России;
- системы поддержки принятия решений;
- сопряжение АРМ по подводным потенциально опасным объектам с АИУС РСЧС.
- Поставка комплекса серверного оборудования для запасного пункта управления.
- Государственные испытания АИУС РСЧС.
Работы по дальнейшему развертыванию и модернизации АИУС РСЧС будут продолжены в 2006 году.
Результаты работ 2005 года
Важнейшим итогом 2005 года явились успешные Государственные испытания АИУС РСЧС. Заказчиком принята работоспособная система, которая в 2006 году будет официально введена в промышленную эксплуатацию.
Что же собой представляет система? Структурно АИУС РСЧС делится на взаимосвязанные функциональные подсистемы (см. рис. 4).
Общая схема функциональной структуры АИУС РСЧС (рис. 4)
![Общая схема функциональной структуры АИУС РСЧС](../../temp_img/ees_mchs_4.gif)
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации (ЧС) для персонала и пользователей АИУС устанавливается один из следующих режимов, соответствующих режимам функционирования РСЧС:
- Режим повседневной деятельности — при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.
- Режим повышенной готовности — при ухудшении обстановки и получении прогноза возможности возникновения ЧС.
- Режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Функциональные подсистемы реализуются с помощью информационно-программного обеспечения (ИПО) АИУС РСЧС (см. рис. 5), которое делится на общее и специальное программное обеспечение (ОПО и СПО). ОПО обеспечивает работоспособность вычислительной техники и sвыполнение общесистемных и массовых функций, а также создает условия для применения СПО. СПО обеспечивает работоспособность специализированных технических средств и позволяет реализовать функциональное назначение АИУС РСЧС.
Схема взаимодействия ИПО в АИУС РСЧС (рис. 5)
![Схема взаимодействия ИПО в АИУС РСЧС](../../temp_img/ees_mchs_5.gif)
ОПО АИУС РСЧС состоит из следующих компонент:
- Операционные системы серверов и рабочих станций (АРМ);
- Средства управления базами данных (СУБД);
- Антивирусное ПО для серверов и АРМ;
- ПО подсистемы геоинформационного обеспечения (ПО для работы с картографической информацией);
- Электронная почта и средства гарантированной доставки сообщений;
- ПО поддержки Интранет-технологии (серверы приложений и браузеры на АРМ);
- ПО административного управления;
- Офисные приложения, устанавливаемые на АРМ.
В состав СПО АИУС РСЧС входят:
- ПО видеоконференцсвязи;
- Функциональные комплексы (ФК) и функциональные задачи (ФЗ), обеспечивающие решение информационно-аналитических, прогностических, функциональных и специальных технологических задач.
ФК и ФЗ АИУС РСЧС предоставляют возможность:
- Собирать и хранить информацию о ЧС, предпосылках к ЧС, состоянии территорий и объектов экономики, состоянии сил, средств и резервов РСЧС от органов управления ГОЧС субъектов РФ, а также от региональных органов министерств и ведомств РСЧС;
- Проводить аналитическую обработку полученной информации;
- Передавать информацию в соответствии с табелем срочных донесений МЧС России, а также другие сведения по запросам МЧС России;
- Осуществлять мониторинг природной, техногенной и социальной среды в интересах предупреждения и ликвидации ЧС;
- Прогнозировать ЧС;
- Обеспечивать поддержку подготовки управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС;
- Оперативно доводить (с использованием различных телекоммуникационных сетей) необходимую управляющую информацию и команды (сигналы) оповещения в интересах управления силами и средствами РСЧС.
Укрупненный состав ФК и ФЗ подсистем, обеспечивающих реагирование на ЧС, приведен на рис. 6.
Схема взаимодействия специализированных программных модулей АИУС РСЧС (рис. 6)
![Схема взаимодействия специализированных программных модулей АИУС РСЧС](../../temp_img/ees_mchs_6.gif)
Нужно отметить следующие особенности технической реализации ИПО АИУС РСЧС (см. рис. 7).
Масштабируемость. Система может неограниченно расширяться как по количеству промежуточных уровней, так и по числу узлов на каждом уровне.
Иерархичность распределенной системы. Условно-постоянная информация (словари и классификаторы) формируется на корневом узле АИУС РСЧС и распространяется на все остальные узлы, обеспечивая единство информационного пространства системы. Учетная и оперативная информация (первичные данные) может вводиться в систему на любом узле. Эти данные распространяются на все вышестоящие узлы по уровням иерархии. База данных корневого узла может дублироваться на запасном сервере. Такой порядок распространения и хранения информации позволяет восстановить данные на любом вышедшем из строя узле в объеме, достаточном для его полноценного функционирования в составе системы.
Асинхронное ведение данных. На каждом узле работа с данными осуществляется локально. Временное пропадание каналов связи не критично для системы в целом. Синхронизация информации (передача данных) между узлами происходит в процессе сеансов репликации данных, инициируемых подчиненным узлом. Сеансы репликации инициируются:
- с заданной периодичностью (от 1 раза в минуту до 1 раза в сутки);
- сразу после восстановления канала связи;
- при появлении в БД критически важной информации, например, сведений о возникновении чрезвычайной ситуации.
Структура распределенной иерархической информационной системы АИУС РСЧС (рис. 7)
![Структура распределенной иерархической информационной системы АИУС РСЧС](../../temp_img/ees_mchs_7.jpg)
Интернет-технология. В системе используется трехзвенная архитектура приложений (см. рис. 8):
- сервер баз данных обеспечивает хранение и обработку данных в соответствии с запросами сервера приложений, а также репликацию данных между серверами БД, имеющими между собой прямой канал связи;
- сервер приложений принимает запросы с рабочих мест пользователей, на их основе формирует запросы к серверу БД, получает от него данные и формирует пользовательский веб-интерфейс;
- рабочее место (веб-браузер) проводит первичную обработку вводимой информации (например, на допустимость значений), формирует запросы пользователя к серверу приложений, отображает пользовательский интерфейс, сформированный сервером приложений.
Использование интернет-технологии позволяет снизить требования к техническим характеристикам рабочих станций и затраты при переходе к новым версиям программных продуктов, так как необходимо производить модернизацию программного обеспечения только серверов БД и/или приложений, а не всего парка АРМ.
Архитектура главной управляющей программы АИУС РСЧС (рис. 8)
![Архитектура главной управляющей программы АИУС РСЧС](../../temp_img/ees_mchs_8.gif)
Остановимся более подробно на деталях реализации сервера приложений, позволяющей неограниченно наращивать функциональные возможности системы в плане автоматизации деятельности должностных лиц МЧС России.
Модуль формирования интерфейса пользователя обеспечивает представление экранных форм программных модулей системы в едином стиле с помощью интуитивно-понятного графического web-интерфейса.
Модуль авторизации и доступа к данным обеспечивает разграничение доступа к функциональным задачам, информационным ресурсам и операциям над ними в соответствии с назначенными пользователям правами.
Модуль аудита работы пользователей обеспечивает:
- Регистрацию в журнале следующих событий:
- начало и окончание работы пользователей с системой;
- попытка вхождения с неправильным паролем;
- запуск функциональных задач и выполнение операций;
- доступ к информационным ресурсам;
- доступ к объектам БД.
- Просмотр журнала регистрации событий с возможностью фильтрации и сортировки регистрационных данных.
- Формирование отчетов.
- Уведомление (с помощью подсистемы оповещения) администратора системы о попытках несанкционированного доступа, об изменении прав доступа и других событиях.
Модуль настройки прав доступа обеспечивает:
- Настройку прав доступа:
- ведение групп доступа (пользовательских ролей);
- настройку прав доступа для групп;
- ведение пользователей;
- распределение пользователей по группам доступа.
- Настройку внутренних параметров системы.
Модуль оповещения обеспечивает:
- Автоматизированную передачу информации о важных событиях администраторам и другим пользователям системы.
- Формирование списков оповещаемых лиц для различных типов событий.
- Интерфейс формирования сообщений и помещения их в очередь.
- Настройку расписания отправки и различные способы доставки сообщений:
- на экран;
- по электронной почте (e-mail).
- Возможность просмотра журнала сообщений.
Рубрикатор ресурсов обеспечивает:
- Объединение информационных ресурсов, размещенных в БД, на веб-сайтах и в сетевых каталогах, в единый иерархический рубрикатор ресурсов.
- Средства для ведения рубрикатора, а также удобную и интуитивно-понятную навигацию по нему в соответствии с правами доступа пользователя (недоступные ресурсы не показываются).
- Быстрый поиск по названиям ресурсов (как по полному наименованию ресурса, так и по первым буквам).
Модуль публикации документов обеспечивает:
- Ввод и сохранение в БД документов, относящихся к различным объектам.
- Два режима публикации документов:
- быстрый ввод с помощью встроенного редактора, обеспечивающего основные функции форматирования текста, включая формирование простых таблиц;
- размещение (upload) файлов в произвольных форматах.
- Возможность создания новых документов MS Office на базе шаблонов с возможностью разработки и оперативного изменения шаблонов на основе стандартных средств MS Office.
- Средства для просмотра документов (списка документов), редактирования и удаления документов (при наличии соответствующих привилегий). Во время просмотра предоставляется возможность поиска (фильтрации) документов.
- При работе с файлами, созданными в MS Office (Word, Excel, PowerPoint), автоматический запуск соответствующего редактора и автоматическое сохранение в БД отредактированного документа.
Модуль поиска информации (фильтр) обеспечивает поиск объектов БД по их атрибутам в рамках программных модулей для конкретной предметной области.
Состав Специализированных программных модулей АИУС РСЧС показан на Рис. 6.
ИПО АИУС РСЧС устанавливается на комплексах технических средств (КТС) каждого объекта МЧС России. В состав КТС объекта входят (структурную схему КТС на примере типового проекта АС ОУ ГОЧС субъекта РФ см. на рис. 9):
- Серверное оборудование.
- ПЭВМ и периферийное оборудование для организации АРМ пользователей.
- Активное сетевое оборудование (коммутаторы).
- Средства защиты информации.
- Оборудование видеоконференцсвязи (ВКС).
- Средства системы связи и передачи данных (ССПД).
Структурная схема КТС АС ОУ ГОЧС субъекта РФ (рис. 9)
![Структурная схема КТС АС ОУ ГОЧС субъекта РФ (рис. 9)](../../temp_img/ees_mchs_9.jpg)
Компания «Стинс Коман»
«Стинс Коман» — одна из компаний, стоявших у истоков современного российского рынка системной интеграции и промышленной автоматизации. «Стинс Коман» работает в области информационных технологий с 1992 года. Сегодня это многопрофильный холдинг, специализирующийся на выполнении сложных комплексных решений, включающих разработку, внедрение и поддержку проектов информатизации с использованием продуктов ведущих мировых и отечественных производителей. В состав холдинга входят 12 самостоятельных компаний, имеющих различную специализацию и при выполнении крупных проектов консолидирующих весь арсенал средств и возможностей холдинга.
Деятельность «Стинс Коман» направлена на создание условий для повышения эффективности бизнеса заказчиков путем его системной и многоуровневой поддержки. Компания является системным интегратором высокого уровня, проектирующим многофункциональные решения федерального уровня.
1 Оценка сделана на основе статистических данных Центра экстренной медицинской помощи (ЦЭМП) г. Москвы по оценке зависимости количества летальных исходов от времени оказания помощи пострадавшим.
|
|