Владимир Рахтеенко: К теме информатизации единых расчетно-кассовых центров проявляют интерес не только представители власти, но и бизнес
О проектах использования ИТ в реформировании ЖКХ CNews.ru рассказал Владимир Рахтеенко, генеральный директор компании «Заказные ИнформСистемы».
CNews.ru: У вашей компании уже есть опыт проведения ИТ-проектов в сфере ЖКХ. Каков был реальный эффект от внедрений систем расчетных центров в городах Нижегородской области?
Владимир Рахтеенко: Одно уточнение. Нашим проектам в сфере ЖКХ предшествовал опыт создания сложных учетно-аналитических систем для Банка России и коммерческих банков. То есть мы пришли в ЖКХ не с нуля. Именно благодаря опыту работы с банками мы смогли предложить коммунальному хозяйству расчетные системы с банковским уровнем качества, идет ли речь о производительности, надежности, безопасности или сложности расчетов.
Компания «Заказные ИнформСистемы» работает на рынке с 1996 г. В 2000 году мы получили заказ от одного из первых в России коммунальных расчетных центров «Центра СБК» на разработку программного обеспечения для расчета и учета платежей населения в Нижегородской области. Внедрения успешно прошли в двух городах Сарове, бывший Арзамас-16, ядерный центр России, и Выксе, где находится крупный металлургический комбинат. Велись работы и в Арзамасе, но в последний момент проект был свернут по политическим мотивам. Кстати, это яркий пример того, что именно политическая поддержка городской администрации является ключевым фактором во всех проектах создания и автоматизации коммунальных билинговых центров.
Что нам удалось? Судите сами. С самого начала была поставлена амбициозная задача объединить в едином контуре все платежи населения. И в этом направлении удалось сделать многое. Результаты первых внедрений билинговой системы показали, что она является мощным инструментом повышения эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства. Суммы платежей за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) начисляются по дням, в квитанциях автоматически учитывается изменение набора оказанных услуг, тарифов, аварий (недопоставок) по услугам, все изменения по лицевым счетам, в том числе за прошлые периоды. Реализована возможность массовых перерасчетов, включая перерасчеты задним числом на произвольную глубину. Причем по всем расчетам граждане могут получать подробные разъяснения.
В результате автоматизации учета платежей населения и ежедневного распределения их по поставщикам и комиссионерам все финансовые потоки участников расчетов стали абсолютно прозрачны. В программный комплекс изначально была заложена возможность смены поставщиков услуг для больших групп лицевых счетов на выбранных территориях, от отдельного здания до целого района. Необходимость такого механизма в условиях развития конкуренции между поставщиками ЖКУ не требует комментариев.
Теперь администрации городов в любой момент времени имеют актуальные данные о состоянии жилищно-коммунальной сферы, БТИ о жилом фонде и аварийности коммунальных сетей, социальные службы о бюджетных суммах, необходимых для социальной поддержки населения.
Промышленная билинговая система дала возможность экономно распределять кадровые ресурсы предприятия, непосредственно эксплуатирующего систему. Сетевая архитектура системы, в которой связь между расчетным центром и абонентскими пунктами осуществляется по шифрованным каналам, позволяет контролировать работу из одного центрального офиса, а, значит, не распылять квалифицированные кадры по всей территории области.
Функциональные возможности созданной системы далеко выходят за рамки учета коммунальных платежей. Например, на одной из площадок в ней же ведется учет для индивидуально подключаемых услуг кабельного телевидения. Система реализована с большим запасом масштабируемости и расширения функциональности, что позволяет вести учет самых разнообразных услуг и платежей.
После успешной пробы сил в Нижегородской области, освоив новую предметную область, наша компания предложила рынку тиражируемую систему для коммунального билинга программно-технологический комплекс (ПТК) «Радей».
CNews.ru: Недавно было объявлено о начале внедрения системы «Радей» в Саратове…
Владимир Рахтеенко: Действительно, дебют ПТК «Радей» состоялся в Саратове. Победив в открытом конкурсе, организованном городской администрацией летом 2002 г., мы выполнили предпроектное обследование, провели адаптацию и настройку программного обеспечения, обучили специалистов технического центра и в мае 2003 приступили к внедрению системы на базе «Единого расчетно-кассового центра (ЕРКЦ) г. Саратова».
К ноябрю 2003 года системой были охвачены три района, 362 тыс. граждан, более 40 поставщиков ЖКУ. Сбор платежей, наряду с кассовыми пунктами ЕРКЦ, осуществляют пять коммерческих банков, Сбербанк и почта. Поставщики услуг и администрация регулярно получают отчеты более 60 типов. Планируется, что к весне 2004 г. единая информационная система на базе ПТК «Радей» последовательно охватит все шесть районов города с населением 864 тыс. человек. Обслуживание граждан: прием платежей, заявлений, документов, разъяснительную работу обеспечат более 70 кассовых и абонентских пунктов, соединенных с диспетчерским и расчетными пунктами через обычные и выделенные линии связи.
CNews.ru: Каковы отличия этого проекта, от тех, что были реализованы ранее?
Владимир Рахтеенко: Основное отличие проекта в Саратове его масштабность: если население городов Нижегородской области, где мы выполняли первые проекты для ЖКХ, не превышает 100 тыс. человек, то численность жителей в Саратове приближается к 900 тысячам. Кроме того, для предыдущего заказчика создавалось только программное обеспечение, здесь же требовался полноценный программно-технологический комплекс и связанные с ним услуги, включая консалтинг и обучение. «Радей» это не только автоматизация сбора платежей и работы управляющих компаний (ДЕЗ, ЖЭУ и т.п.). Главное корректность расчетов и поддержание единой базы данных, содержащей информацию о лицевых счетах, услугах, тарифах, поставщиках, управляющих компаниях, сборщиках платежей и т.д.
Такая идеология системы позволяет на ее основе создать в крупном городе или области своего рода «ЦУП для ЖКХ» центр учета финансовых, информационных и материальных потоков ЖКХ, гарантируя управляемость структурных изменений в отрасли при высокой коммерческой и бюджетной эффективности проекта.
Коммерческая эффективность проекта основана на аутсорсинге расчетной функции поставщиков услуг. Что это значит? Расчетный центр взимает плату с поставщиков за обслуживание лицевых счетов. Размер оплаты исчисляется в процентах от начислений или фиксированной суммой (n рублей в месяц за 1 лицевой счет). Поставщикам выгоден любой из вариантов, так как они фактически избавляются от большой статьи расходов на розничную сбытовую деятельность, от очередей в абонентских пунктах, от всей претензионной работы с населением и т.п.
Если посчитать сбытовые расходы каждого из поставщиков ЖКУ (особенно естественных монополий), то может получиться очень солидная сумма. А ведь если посмотреть с макроэкономической точки зрения, то здесь выходит многократное дублирование одной и той же функции: у каждого поставщика своя база лицевых счетов, свой персонал для приема населения, свои помещения для обслуживания, свои платежные книжки или квитанции и т.д. Получаются большие непроизводительные затраты. Единый расчетный центр и билинговая система снимают эту проблему.
Кроме того, расчетный центр может быть финансовым агентом поставщиков, то есть может собирать платежи населения через собственные кассы, наряду с почтой и банками. За это он тоже возьмет свою комиссию. При правильно поставленной работе расчетно-кассовый центр быстро становится прибыльным предприятием. По нашим расчетам, период окупаемости, в зависимости от размеров города, составляет от полугода до трех лет. Мы часто бываем в регионах и, надо сказать, в последнее время не только представители власти, но и бизнесмены, инвесторы проявляют интерес к этой теме.
Коммерческий успех проекта не исключает выгоды для бюджета. Более того, мы располагаем статистическими данными из которых следует, что бюджетный эффект иногда опережает коммерческую выгоду. Например, благодаря учету недопоставок могут быть уменьшены местные субсидии, которые сейчас часто выплачиваются независимо от того, была поставлена услуга или нет. Так, только по трем районам г. Саратова, при том, что подключались они к системе не сразу, а с интервалом в два месяца, за последние полгода экономия бюджета составила более двух миллионов рублей.
С другой стороны, исчезают ситуации, когда люди не получают субсидии просто потому, что соцзащита вовремя не договорилась с поставщиками. Вовлечение в проект службы социальной защиты создает еще одну возможность. Это адресная социальная поддержка или так называемые персональные счета. Федеральное правительство и Госстрой уже второй год проводят эксперимент по внедрению адресных социальных счетов. Часть этого эксперимента дополнительные субсидии из центра для населения тех городов и регионов, где есть расчетные центры и система адресных счетов. В прошлом году выделялось 5 млрд. рублей на 8 регионов, но больше половины этих денег не было переведено на места просто потому, что там были не готовы к их учету и распределению.
CNews.ru: Сколько может стоить для города создание такой системы?
Владимир Рахтеенко: Естественно, цена билинговой системы для города это вопрос далеко не последний. Известно, что возможности ЖКХ невелики, что налоговая база муниципалитетов сокращается, возможностей для финансирования сложных проектов становится меньше. Это с одной стороны. С другой стороны, проект автоматизации расчетно-кассового центра стоит даже не в разы, а на порядки меньше, чем любой другой инфраструктурный проект, будь то ремонт тепловых сетей или массовая установка приборов учета. И, самое главное, единый расчетно-кассовый центр с промышленным билингом дает исчерпывающую информацию для детального анализа перспектив любого другого инвестиционного проекта в ЖКХ.
Конкретную цену системы можно определить только зная местную ситуацию: территория, инфраструктура, линии связи, наличие специалистов, расценки на компьютерное и прочее оборудование и т.д. и т.п. Весь проект для областного центра, по грубым оценкам, обходится от 20 до 40 млн. рублей. Внедрение информационной системы «под ключ» составляет порядка половины от этой суммы. В общей сложности инвестиции в оборудование, технологии и ПО составляют 23 доллара на один лицевой счет. При поставке системы в наши услуги входит подготовка бизнес-плана с оценкой инвестиций, сроков окупаемости и других ключевых показателей проекта.
CNews.ru: А можно уточнить, что собою представляют эти расчетные или расчетно-кассовые центры. Это государственные, муниципальные предприятия или частные компании? Их деятельность как-то регламентирована законом?
Владимир Рахтеенко: Это может быть муниципальное унитарное предприятие, акционерное общество или предприятие другой формы собственности возможны варианты. Все зависит от расклада сил в городе, от состава инициаторов проекта. Например, где-то инициаторами выступают коммерческие банки, где-то сами администрации. На практике мы сталкивались с тремя формами: МУП, общество с ограниченной ответственностью и открытое акционерное общество.
У каждого варианта есть свои преимущества и недостатки. Муниципальному или государственному предприятию легче решить проблемы с обслуживанием личных данных граждан, легче получить бюджетное финансирование. Зато в нем труднее удержать грамотных специалистов. Акционерное общество или товарищество имеет больше свободы для привлечения частных инвестиций и оплаты персонала, но ему сложнее наладить тесное взаимодействие с органами власти.
Вообще, выбор оптимальной схемы при создании расчетного центра мы считаем делом сугубо индивидуальным. В любом случае нужен анализ местной ситуации и понимание того, кто является главным заинтересованным лицом, кто главный stakeholder организатор и вдохновитель проекта.
Что касается законодательного регулирования, то есть Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 №797 о подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» в составе федеральной целевой программы «Жилище». Но в целом нормативное регулирование РКЦ это непаханое поле. Множество вопросов до сих пор решаются, что называется, ad hoc индивидуально, случайным образом. Мы оказываем посильную консультационную поддержку заказчикам, например, знакомим с опытом других регионов. Однако множество вопросов, таких как условия взаимодействия РКЦ со службой социальной защиты, с органами управления и многие другие еще предстоит решать на всех уровнях законодательной власти.
CNews.ru: Каковы, по-вашему, основные риски проектов автоматизации ЖКХ?
Владимир Рахтеенко: Не знаю как для ЖКХ в целом, но при автоматизации единых расчетно-кассовых центров актуальны риски различных типов.
Во-первых, риски политические. Мы уже вскользь упомянули об этом, но нелишне повторить: четкая позиция региональной и местной власти является главным фактором успеха. Это значит, в частности, что поддержка проекта должна быть гарантирована на протяжении всего периода внедрения, который составляет от полугода до года, а с учетом предварительных организационных мероприятий до двух лет.
Само собой, руководство расчетного центра в этот период тоже менять нельзя. С менеджментом нужно определиться в самом начале. И это второй ключевой риск. Единый расчетно-кассовый центр должны возглавлять опытные управленцы, готовые потратить два-три года жизни на то, чтобы создать действительно эффективный билинговый центр. Причем желательно, чтобы они имели опыт создания предприятий «с нуля» или опыт реального антикризисного управления, разбирались в финансовых вопросах, имели хорошие отношения с местной властью.
Третий риск технический персонал. К сожалению, квалифицированные программисты и системные администраторы встречаются в ЖКХ крайне редко, а уж специалисты по технологиям Oracle (лежащим в основе наших информационных систем) тем более. Так что нам приходится совместно с заказчиком «выращивать» местный технический центр, подбирать кадры, проводить обучение, готовить людей к дальнейшему обучению пользователей, к оперативному сопровождению системы и развитию отчетности.
Четвертый риск связан с качеством тех информационных фондов, которые обычно существуют в городе до внедрения системы. Как правило, это очень «замусоренные» данные. Работа местных программистов редко оплачивается на рыночном уровне, изменения в программах производятся бессистемно, появляется много «подпорок», много временных и случайных решений. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев старые программы городских вычислительных центров не сопровождаются даже технической документацией, а о схемах бизнес-процессов нечего и говорить. Так вот, все эти информационные завалы приходится расчищать, потому что выверка расчетов с населением, выверка долгов это не только техническая проблема, но и большой социально-политический риск. Представляете, что будет, если в городе-миллионщике хотя бы 5% населения не согласится с новыми квитанциями и придет за разъяснениями на абонентские пункты? Риск весьма неприятный, но мы умеем его предотвращать.