|
|
Алексей Кравцов: На рынке ПК мы практически не конкурируем с зарубежными вендорами
Об изменении расстановки сил на российском компьютерном рынке, о различиях в потреблении ПК и серверов московскими и региональными пользователями, о своих планах в области диверсификации бизнеса рассказал CNews генеральный директор компании Kraftway Алексей Кравцов. CNews: Какие события на российском ИТ-рынке вы могли бы назвать ключевыми, по итогам прошедшего года? Алексей Кравцов: В 2006 году ИТ-рынок достаточно активно развивался, чему в немалой степени способствовало государство. Была создана венчурная компания, анонсированы планы по созданию инвестиционного фонда развития ИКТ, агентства по поддержке экспорта в сфере высоких технологий, стартовал ряд национальных ИТ-проектов в сфере здравоохранения и образования.По нашим ощущениям, в 2006 году ИТ-рынок в целом значительно нарастил объемы. Однако рост в сегменте производства компьютерного оборудования был не столь ощутимым и составил около 15%. Но за счет высокой конкуренции одни компании теряли свою рыночную долю, а другие — приобретали. На мой взгляд, нашей компании удалось неплохо поработать в прошлом году. Значительная часть наших поставок пришлась в этот период на государственный сектор. В то же время в ближайшей перспективе динамичный рост на рынке СМБ и в сегменте SOHO, думаю, приведет к некоторому снижению доли государственных и корпоративных заказчиков. Однако пока они остаются самыми крупными потребителями компьютерных технологий. CNews: Как, на ваш взгляд, был поделен в 2006 году региональный рынок между отечественными и иностранными производителями ПК и серверов? Насколько ситуация в регионах отличается в этом плане от московской?
Стоит также добавить, что ситуация на рынках ноутбуков и десктопов существенно различается. В «ноутбучном» сегменте доминируют иностранные производители (эта ситуация характерна как для Москвы, так и для регионов). Что касается рынка настольных ПК, то он более чем на 80% контролируется крупными российскими компаниями и локальными сборщиками. Поэтому на рынке десктопов мы практически не конкурируем с зарубежными вендорами, а отвоевываем рынок у локальных сборщиков.
Надо отметить, что в Москве конкуренция на рынке серверов намного выше. Здесь расположены представительства большинства западных вендоров, что повышает доступность их оборудования и сервиса. Они предоставляют сервисную поддержку и в регионах, но там ее стоимость значительно выше, чем стоимость наших услуг. CNews: Отмечаете ли вы укрепление российских игроков на рынке серверов и ПК по сравнению с предыдущими годами? За счет каких факторов в дальнейшем могут увеличиваться их доли?
В серверном сегменте укрепления позиций отечественных производителей не наблюдается. И вот почему: чем сложнее и дороже серверное оборудование, тем более консервативны заказчики. На мой взгляд, в 2006 году российские производители серверов не только не укрепили свои позиции, но и потеряли часть рыночной доли. Это связано с более активным вниманием иностранных вендоров к быстрорастущему российскому рынку. Маркетинговое давление зарубежных компаний оказывает значительное влияние на отечественный рынок. В свою очередь, мы надеемся противопоставить этому подходу большую гибкость, большее количество сервисов. Что касается технологического паритета нашей компании с западными производителями — то он уже достигнут. Нельзя не отметить и то, что наша компания разработала программное обеспечение для мониторинга и управления серверов.
CNews: Каковы ваши планы в области диверсификации бизнеса? Достаточно ли обширным вы считаете свой продуктовый портфель в настоящее время? Алексей Кравцов: Продуктовый портфель у нас достаточно полный, в нем не хватает разве что ноутбуков. Производство этих устройств — очень дорогостоящий проект. Окупаемым он может быть только при условии обеспечения высокого уровня продаж этой продукции. «Ввязываясь» в производство ноутбуков, необходимо помнить о том, что у этого продукта короткий жизненный цикл и закрытая архитектура. В ближайшей перспективе мы планируем, скорее, не продуктовую, а «рыночную диверсификацию». В настоящее время Kraftway больше известен как поставщик компьютерной техники в корпоративный и государственный сегменты. В 2007 году мы намерены увеличить свою долю в розничном секторе — по нашим оценкам, в ближайшие годы он будет расти быстрее остальных. Востребованность компьютерной техники частными пользователями возрастает благодаря проникновению ИТ в удаленные регионы, подключению образовательных учреждений к интернету и т.д.
У нас накоплена большая экспертиза в области создании различных программно-аппаратных комплексов, которые востребованы в корпоративном сегменте. Сегодня у предприятий возникает потребность в инфраструктурном решении, которое включает в себя различный функционал, работающий под управлением единой системы, которая должна просто управляться и обслуживаться. В этом плане мы значительно опережаем другие российские компании, которые используют зарубежное программное обеспечение, подобное нашему. По цене и качеству ПО Kraftway оказывается привлекательнее западных аналогов. CNews: Как вы оцениваете степень узнаваемости вашего бренда региональными пользователями? Какие шаги вы намерены предпринять в 2007 году для повышения узнаваемости?
Учитывая наши планы по выходу на розничный рынок, мы намерены активизировать в 2007 году рекламную и маркетинговую активность. CNews: Вы объявили, что планируемая мощность завода в Обнинске — более миллиона компьютеров год. Каков штат этого предприятия? Сохранится ли производство на московском заводе после открытия обнинского? Алексей Кравцов: Миллион компьютеров — мощность завода, планируемая на долгосрочную перспективу — в ближайшие годы мы не ставим себе цели продать миллион ПК. После открытия предприятия мы собираемся задействовать около 40% производственных площадей.
Все внедренные на московском заводе стандарты контроля будут соблюдены и в Обнинске. Более того, мы модернизировали технологию сборки, что позволило решить задачу производства разнородной продукции. Теперь на одной линии можно одновременно собирать несколько моделей и конфигураций компьютеров с разными операционными системами, драйверами и программным обеспечением. Эта технология прошла обкатку на нашем предприятии в Москве. В ближайшие два года завод в Москве будет работать. Мы планируем производить на нем особо сложную технику и опытные образцы.
Алексей Кравцов: Российский ИТ-рынок растет, государство уделяет ему пристальное внимание, и компании в этой отрасли могут быть интересны для инвесторов. Перед нашей компанией в ближайшие два-три года стоят достаточно серьезные задачи, связанные с рыночной диверсификацией.
К 2009 году мы планируем сформировать серьезную программу развития, которая потребует больших инвестиций. Их можно получить либо на публичном рынке, разместив пакет акций, либо отыскав стратегического инвестора. Мы готовимся к выходу на IPO, понимая всю сложность этого процесса. Помимо бизнес-задач, необходимо выполнить ряд действий, связанных с повышением прозрачности компании и упорядочиванием бизнеса. По результатам нашей работы в 2007 году об IPO можно будет рассуждать с большей уверенностью. CNews: Спасибо. |