Удалось ли Китаю создать национальную ОС?
В Китае нет единого проекта по разработке национальной операционной системы, хотя попытки ее создания неоднократно предпринимались начиная с 80-х годов. В конечном счете, все усилия были сведены к заимствованию технологий из иностранных операционных систем с открытым кодом.
При этом Национальный университет оборонных технологий продолжает как ни в чем не бывало вести разработку защищенной операционной системы и публиковать объявления о приеме на работу новых сотрудников. Более того, Национальный университет оборонных технологий поддерживает альтернативный сайт Kylin, где линейка продуктов несколько отличается от представленной на пекинском портале. В условиях неразберихи с торговыми марками и нехватки публичной информации трудно сказать, сколько в настоящее время существует разных "цилиней" и насколько скоординированны усилия по их разработке. Но одно можно утверждать наверняка: разные версии операционной системы Kylin основаны на давно известных свободных ОС и не содержат каких-либо масштабных технологических новшеств по сравнению с оригиналами.
От китайского UNIX – к дублированию Red Hat
В 1989 заместитель министра по делам электронной промышленности Цзэн Пэйянь ознакомился с бразильским опытом независимой разработки UNIX-совместимой операционной системы CORBA (в 80-е годы бразильские разработчики длительное время пытались лицензировать исходные коды UNIX от AT&T и в конечном счете создали независимую систему). Вернувшись в Китай, он инициировал запуск проекта COSIX, посвященного созданию независимой китайской UNIX-системы. К 1993 году была выпущена версия 1.0, которая обладала достаточно продвинутыми возможностями по поддержке ввода и отображения китайского языка, а также включала DOS-эмулятор. В 1994-1995 годах была выпущена обновленная версия COSIX 1.1, а также COSIX 2.0, основанная на микроядерной архитектуре. В 1996-1997 году были выпущены системы COSIX 1.2 и COSIX 2.1, в которых была предпринята запоздалая попытка обеспечить возможность запуска программного обеспечения, необходимого для организации веб-серверов и работы в интернете.
Но в конце 90-х годов стало ясно, что обеспечивать поддержку нового оборудования для COSIX становится все сложнее. Последней яркой страницей в истории проекта стало создание 64-разрядной версии операционной системы совместно с Compaq в 1998 году. Впоследствии была предпринята попытка наполнить брэнд COSIX новым содержанием, выпустив продукт COSIX Linux (первый дистрибутив с этим названием был выпущен в 2001 году, последний – в 2003), однако от этой тактики было решено отказаться, и дистрибутив стал распространяться под брэндом Neoshine Linux. Его разработчик, расположенная в Шанхае компания China Standard Software Co. (CS2C), сегодня является одним из ведущих национальных поставщиков Linux в Китае, но основные разрабатываемые ею дистрибутивы строятся на технологической базе Red Hat Enterprise Linux. Вместе с тем, CS2C также создает дистрибутивы для встраиваемых систем на базе MeeGo (ранее Moblin) в сотрудничестве с Intel, специализированную сборку настольной ОС для процессоров архитектуры Loongson и некоторые другие специализированные решения.
Линукс красного знамени
Однако наибольшей известностью среди китайских разработчиков операционных систем обладает компания Red Flag Software, которая отпочковалась в 2000 году из структуры расположенного в Пекине Института программного обеспечения Китайской академии наук. В отличие от Kylin и Neoshine Linux, разработчики которых начинали – явно или только на словах – с создания независимых операционных систем, Red Flag всегда был неразрывно связан с технологической базой Red Hat. Это не помешало Red Flag занять ведущие позиции на китайском рынке и даже выступить в роли одного из соучредителей пан-азиатского консорциума ASIANUX (клон Red Hat Enterprise Linux, позиционируемый как операционная система, обладающая необходимыми возможностями и локализацией для региона Восточной Азии). Вместе с Red Flag, в консорциум входят японская компания Miracle Linux (контрольный пакет в которой принадлежит Oracle), корейская Haansoft, вьетнамская VietSoftware и таиландская WTEC.
Линейки продуктов Red Flag и CS2C во многом совпадают. Среди предложений Red Flag также имеется специальная операционная система для встраиваемых устройств, Midinux, основанная на Moblin. Проект Midinux сам по себе создавался как альянс компаний: помимо Red Flag, в нем участвуют также Aigo и Lenovo, однако на протяжении последних лет развитие Midinux заглохло, и будущее этого проекта вызывает сомнения.
Какая из ОС самая национальная?
Какой же из перечисленных проектов следует считать китайской национальной ОС? Хунаньский Kylin? Пекинский Kylin? Neoshine Linux? Red Flag Linux? Все эти проекты были инициированы при явном государственном участии, однако говорить о том, что китайское правительство сегодня сделало ставку на какой-то один из них, не приходится. Скорее, здесь можно рассуждать о специфической модели китайского капитализма, где закономерной является связь крупных компаний в перспективных отраслях экономики с государственными структурами. В свою очередь, эти государственные структуры обладают разнонаправленными интересами и часто соревнуются друг с другом за контроль над наиболее прибыльными и многообещающими отраслями: рынок операционных систем рассматривается как одна из таких отраслей. А для того, чтобы принять участие в этой конкуренции, достаточно заимствовать чужую технологическую платформу и обеспечить ее китайским лоббированием и маркетингом – пожалуй, именно к такому нехитрому выводу и можно свести двадцатилетний опыт создания национальной операционной системы в Китае.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2404