CNews Cloud: Облачные сервисы
Статья

Российский интернет не готов к облакам

Интернет Облака Интернет-доступ

Когда говорят о распространении облачных вычислений в России, часто жалуются на низкое качество отечественных интернет-каналов. Однако насколько значительным является отставание России от мировых лидеров и в чем конкретно оно проявляется? Насколько скорости интернет-доступа в России отстают по сравнению с Западом? можно ли в России добиться приемлемого качества интернет-соединений и во сколько это может обойтись?

Однако при составлении своего рейтинга специалисты ITU не учитывали скорость доступа: их рейтинг базируется на ценах интернет-подключения "начального" уровня, фактическая скорость которого сильно разнится от страны к стране. В сущности, по скорости интернет-соединений Россия примерно в полтора раза отстает от западных стран (не считая Японию, где средняя скорость интернет-соединения уже превысила 8 Мбит/с). Заплатив за интернет те же деньги, что и европейский пользователь, среднестатистический россиянин получает услугу с несколько более низкой пропускной способностью.

Средняя скорость интернет-соединения в странах G8

Источник: Akamai, 2011

Однако усредненные показатели, которые приводятся ITU и Akamai, скрывают за собой важную особенность российского рынка услуг доступа в интернет: разница в скорости и стоимости интернет-подключения между столицей и регионами в России существенно больше, чем между отдельными регионами западных стран, включая США. Так, по данным отчета "Развитие интернета в регионах России. Весна 2011" от компании "Яндекс", стоимость доступа в интернет со скоростью 1 Мбит/с в Москве составляет 71 руб, в то время как на Дальнем Востоке — 936 руб, а средняя цена по России – 356 руб. Таким образом, разброс по ценам и скоростям соединения внутри России оказывается существенно более широким, чем между отдельными европейскими странами.

Корпоративные тарифы на доступ в интернет в России существенно выше, чем на Западе

ОператорСкорость подключенияСтоимость интернет- подключения для частных лицСтоимость интернет- подключения для юридических лиц
МТС/Комстар (Россия, Москва)1 Мбит/с150 руб($5,38)4400 руб ($158)
Билайн (Россия, Москва)5 Мбит/с (2 Мбит/с для корпоративных пользователей)450 руб ($16,16)4800 руб ($172,37)
AT&T (США)3 Мбит/с$20$30
Verizon (США)1 Мбит/с$25$25
Virgin Media (Великобритания)10 Мбит/с13,50 фунтов ($22,05)39 фунтов ($63,70)

Источник: CNews Analytics, 2011

Наконец, существует еще одна специфическая для России проблема, которая сильно затормозит продвижение облачных вычислений в нашей стране. Речь идет о разнице в тарифах на интернет-соединения для частных лиц и организаций. В принципе, практика предоставления интернет-услуг организациям по более высокой цене, чем частным пользователям, существует во всем мире. Это понятно: корпоративные пользователи нуждаются в более полном наборе услуг и в более оперативной технической поддержке, а это стоит денег. Однако если за рубежом подключение по корпоративным тарифам обходится, как правило, лишь в полтора-два раза дороже, чем по тарифам для частных лиц, то в России эта разница достигает 20-30 крат! Стремясь к экономии, российские компании выбирают тарифы с более низкой пропускной способностью: в результате даже в Москве продолжают пользоваться спросом тарифы со скоростью подключения 256 Кбит/с. В этих условиях говорить об использовании облачных сервисов не приходится.

Надежность

Переход к облачным вычислениям влечет за собой резкое повышение требований к качеству предоставления услуг доступа в интернет. Так, компания, которая хранит электронную почту и документы у облачного поставщика, в принципе не может позволить себе сбоев и перерывов в обслуживании. Отсутствие интернет-подключения полностью остановит работу компании, а не только задержит отправку и получение электронных писем, как это было раньше.

Мы полагаем и ждем, что в ближайшей перспективе существенно вырастут скорости доступа на мобильном сегменте, и это связываем с внедрением технологии LTE. Вероятно, это подстегнет и операторов фиксированного доступа к снижению цен на свои услуги и увеличением скоростей доступа в интернет в регионах. Возможно, через два – три года стоимость 1 Мбит/с доступа в интернет будет почти одинакова по всей стране, как примерно одинакова стоимость 1 литра бензина.

Николай Мазур, начальник департамента по управлению продуктами для федеральных корпоративных клиентов и операторов связи "Синтерра"

Из рассмотренных нами интернет-провайдеров лучше всего к решению этой проблемы подошли американские компании. В американской практике принято публиковать в открытом виде детализированные обязательства по соблюдению качества предоставления услуг, закрепленные в соглашениях об уровне обслуживания (Service Level Agreements). В этом отношении американские интернет-провайдеры выгодно отличаются не только от российских, но и от многих европейских коллег. В том случае, если оператор не выполняет заявленных условий, он несет за это финансовую ответственность. И хотя объем компенсации, выплаченный одному пользователю, сравнительно невелик, ясно, что таких пользователей у американских провайдеров тысячи, и в случае возникновения существенных технических проблем провайдеру придется нести большие расходы. Все это служит дополнительной гарантией надежности предоставляемых услуг.

Проблема с каналами несколько надуманна. Наш дата-центр в Петербурге, наш первый клиент облачного почтового решения находится в Хабаровске. Клиент не испытывает проблем даже на таком расстоянии. При этом они используют данное решение не только для работы с электронной почтой, но и для организации внутренних коммуникаций, включая организацию совещаний, постановка и контроль выполнения задач.

Алексей Бахтиаров, генеральный директор Infobox

Среди параметров, которые упоминаются в SLA американских провайдеров, называются, в частности: доступность услуги (в процентах), латентность (в миллисекундах), доля потерянных IP-пакетов. Кроме того, публикуются гарантированные сроки подключения и восстановления работы при потере доступа к услуге. В SLA компании Verizon также прописываются обязательства в отношении реагирования на DoS-атаки и детализированные показатели допустимого уровня латентности для различных географических регионов.

Несмотря на чрезвычайно высокие цены на услуги доступа в интернет для организаций, нам не удалось обнаружить аналогичные документы в разделах для корпоративных заказчиков на сайтах российских интернет-провайдеров.

В целом, мнение о том, что российская практика предоставления услуг доступа в интернет не соответствует потребностям пользователей облачных вычислений, близко к действительности. России удалось добиться хороших результатов в части скорости и цены интернет-подключений для частных пользователей, однако облачный рынок прежде всего ориентирован на корпоративный сегмент — и здесь ситуация обстоит существенно хуже: скорость подключения по базовым тарифам не всегда достаточна, а цена в несколько раз больше по сравнению с западными странами. В то же время российские интернет-провайдеры пока предпочитают не брать на себя публичных обязательств по обеспечению уровня качества предоставления интернет-услуг, чего от них естественно было бы ожидать, учитывая чрезвычайно высокие тарифы для корпоративных пользователей.

Разумеется, все перечисленные проблемы будут решаться с течением времени. Однако завышенные цены и отсутствие определенности в отношении качества услуг в ближайшее время будут продолжать отпугивать более осторожные компании от использования облачных сервисов.

Егор Гребнев/CNews