CNews Cloud: Облачные сервисы
Статья

Облака: от теории к практике

Облака Маркет

В ходе специализированной секции на CNews Forum 2014 провайдеры и заказчики поделились опытом внедрения облачных технологий. Мифы развеялись, и теперь это направление развивается значительно быстрее, чем остальной ИТ-рынок. В чем заключаются преимущества облачной модели, какие проблемы приходится решать для ее реализации и чего ждать в будущем?

Следует отметить, что провайдерам облаков отчасти удалось развенчать миф об опасности облаков, так как несколько лет назад именно этот пункт вызывал наибольшие опасения. «На самом деле 75% процентов инцидентов безопасности возникают по вине самих сотрудников компании. Это необязательно злонамеренные действия, просто людям свойственно ошибаться. Сотрудник может подключиться к сети через домашний ПК, зараженный вирусом, или использовать незащищенное Wi-Fi-соединение», – сообщила директор по технической стратегии B2B-Сenter Дженнифер Трелевич. Чтобы минимизировать риски, необходимо выбрать надежного провайдера, который заслужил хорошую репутацию. Если верить опросу «Развитие Бизнеса.Ру», больше всего российские заказчики доверяют западным вендорам: Microsoft, Google, IBM, Amazon, SalesForce.com. Среди надежных российских поставщиков клиенты чаще всего называют , «СКБ Контур», «МегаПлан» (SaaS) и «Крок», Softline, «Ай-Теко» (IaaS).

Путь к успеху

Для эффективного облачного решения надо, прежде всего, определиться с целью и найти баланс между качеством сервиса и уровнем стоимости. «Иногда компании перезакладываются, чтобы все сделать по высшему классу, а в итоге смазывается экономический эффект», – заметил заместитель коммерческого директора представительства Deac Александр Добрынин. С другой стороны, в некоторых случаях безопасность вообще выпадает из поля зрения при проектировании. Александр Добрынин привел пример из собственной практики, когда в одной компании при внедрении VDI забыли про антивирус, который запускался на всех машинах одновременно, парализуя работу СХД.

При высоком уровне сервиса необходимо использование резервного дата-центра. Согласно данным Stack Group, около 45% ИТ-директоров рассматривают такую возможность, а 7-8% уже произведено резервирование всех или части информационных систем. Мотивация заключается в том, что в случае потери данных бизнес несет финансовые, операционные (утрата данных), имиджевые потери, а в некоторых случаях также нарушает требования регулятора. «Для некоторых компаний сумма рисков в разы превосходит затраты на резервный ЦОД», – объяснил заместитель генерального директора Stack Group Евгений Горохов.

Что дальше?

Опрос «Развитие Бизнеса.Ру» говорит о том, что 63% компаний уже используют облака, еще 27% респондентов находятся на различных стадиях проектирования и тестирования. Концепция облака перешла из области теоретических рассуждений в сферу реализации на практике. Аналогичное мнение высказал ИТ-директор «Сколтеха» Алексей Широких: «Ранее я считал, что облачные технологии, это только технологический сленг, но теперь убедился, что они действительно работают».

При этом доля расходов на облака в структуре бюджетов на ИТ не велика: в 47% случаев это менее 10%. В первую очередь на новую сервисную модель выводят электронную почту, вычислительные мощности, хранение данных, хостинг файлов и баз данных. Очевидно, что сначала бизнес переносит в облака IaaS и типовые задачи. Следующий этап развития – это миграция тяжелых промышленных систем.

Доля расходов на облачные технологии в ИТ-бюджетах компаний

Источник: «Развитие Бизнеса.Ру», 2014

Как телефон заменил телеграф, так SaaS может заменить обычные бизнес-приложения, уверен директор облачных технологий и бизнес-приложений SAP СНГ Павел Растопшин. После электронной почты и универсальных коммуникаций путь в облако начали системы взаимоотношения с клиентами (CRM). В частности, SAP готовит облачный вариант CRM, в котором будет десять индустриальных настроек. Следующий этап, согласно видению немецкой компании, создание полноценной облачной системы ERP.

Отраслевая специфика

Особенность российской экономики заключается в перекосе в пользу крупного бизнеса, и все вышесказанное относится, в первую очередь, к компаниям сектора enterprise. В то же время модель облака прекрасно подходит нуждам малого и среднего бизнеса, который не может себе позволить развернуть собственную инфраструктуру, поэтому облако для него – единственный шанс получить доступ к ИТ-сервисам.

Фирмы СМБ предъявляют более низкие требования к безопасности и функциональности по сравнению с крупными предприятиями, однако для них существенен вопрос цены. Кроме того, многие предрассудки, которые удалось перебороть на уровне enterprise, еще живы в секторе СМБ. Опытом работы в этой сфере с собравшимися поделился Олег Паринов, руководитель проекта «Mail.Ru для бизнеса». Компания скомпоновала несколько сервисов (почта, календарь, мессенджер, облачное хранилище), и предложила бесплатный пакет приложений для малого бизнеса и учреждений образования. В настоящий момент насчитывается более 100 тыс. подписчиков этой услуги.

Олег Паринов отметил, что главная проблема при миграции в облако заключается в непонимании того, как оно работает и какие преимущества дает: «Малый бизнес воспринимает облако как нечто сложное и тяжелое. Например, решение in-house воспринимается как легко масштабируемое, потому что всегда можно поставить еще одну «железку». Как действовать в облаке в этом, случае клиенту непонятно». Чтобы справиться с этими проблемами, представитель Mail.ru рекомендовал развивать службу поддержки и предоставлять заведомо недостижимые лимиты для облачных хранилищ и почтовых серверов.

Еще одно сложное направление – это работа с государственными заказчиками. Потенциал этого рынка в России огромен, однако госсектор часто ведет себя инертно в плане внедрения новых технологий и стремится к формальному выполнению обязательств. «Прежде чем что-то продать государственному заказчику, нужно объяснить, зачем ему это нужно, написать за него техническое задание, определить методологию, построить организационные схемы, только после этого он сформирует ТЗ и проведет конкурс», – рассказала руководитель дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центр при Правительстве РФ Мария Шилина. По ее словам, представителям ИТ-отрасли следует самим выработать единые правила и стандарты, на основании которых будет сформирована нормативно-правовая база и создан пул базовых облачных сервисов для госсектора.

Павел Лебедев


Презентации участников конференции

Презентация Козлов Михаил, управляющий партнер, консультант по развитию, «Развитие Бизнеса / Ру»
Зачем CIO облака. Результаты 3-го ежегодного опроса
Презентация Николаев Евгений, генеральный директор, IBS DataFort
Инфраструктура как сервис для финансовых корпораций. Актуальные бизнес-кейсы  и решения по ФЗ-152, сокращению ИТ-бюджета  и оптимизации бизнес-процессов
Презентация Халяпин Сергей, руководитель системных инженеров, Citrix
Как приготовить своё облако? Ингриденты Citrix
Презентация Горохов Евгений, заместитель генерального директора, Stack Group
Резервный ЦОД. Новые возможности. Новый уровень надёжности
Презентация Широких Алексей, ИТ-директор, Сколковский институт науки и технологий (Сколтех)
Облачные технологии и современный университет - что и как?
Презентация Шилина Мария, руководитель Дирекции по проблемам ЖКХ, Аналитический центр при Правительстве РФ
Облака - место встречи государства и бизнеса
Презентация Трелевич Джениффер, директор по технической стратегии, B2B-Сenter
Пять мифов о безопасности в облаке
Презентация Аксёнова Юлия, руководитель департамента качества бизнес-процессов, Совкомбанк
Выбор системы для командной работы в банке
Презентация Паринов Олег, менеджер проекта «Mail.Ru для бизнеса», Mail.Ru Group
Облачные технологии от Mail.Ru для бизнеса и образования: опыт внедрения облаков
Презентация Скачать архив целиком
Презентация Соловьев Владимир, директор по информационным технологиям, Финансовый университет при Правительстве РФ
Технологии из розетки и трансформации бизнеса