Облака: от теории к практике
В ходе специализированной секции на CNews Forum 2014 провайдеры и заказчики поделились опытом внедрения облачных технологий. Мифы развеялись, и теперь это направление развивается значительно быстрее, чем остальной ИТ-рынок. В чем заключаются преимущества облачной модели, какие проблемы приходится решать для ее реализации и чего ждать в будущем?
Следует отметить, что провайдерам облаков отчасти удалось развенчать миф об опасности облаков, так как несколько лет назад именно этот пункт вызывал наибольшие опасения. «На самом деле 75% процентов инцидентов безопасности возникают по вине самих сотрудников компании. Это необязательно злонамеренные действия, просто людям свойственно ошибаться. Сотрудник может подключиться к сети через домашний ПК, зараженный вирусом, или использовать незащищенное Wi-Fi-соединение», – сообщила директор по технической стратегии B2B-Сenter Дженнифер Трелевич. Чтобы минимизировать риски, необходимо выбрать надежного провайдера, который заслужил хорошую репутацию. Если верить опросу «Развитие Бизнеса.Ру», больше всего российские заказчики доверяют западным вендорам: Microsoft, Google, IBM, Amazon, SalesForce.com. Среди надежных российских поставщиков клиенты чаще всего называют 1С, «СКБ Контур», «МегаПлан» (SaaS) и «Крок», Softline, «Ай-Теко» (IaaS).
Путь к успеху
Для эффективного облачного решения надо, прежде всего, определиться с целью и найти баланс между качеством сервиса и уровнем стоимости. «Иногда компании перезакладываются, чтобы все сделать по высшему классу, а в итоге смазывается экономический эффект», – заметил заместитель коммерческого директора представительства Deac Александр Добрынин. С другой стороны, в некоторых случаях безопасность вообще выпадает из поля зрения при проектировании. Александр Добрынин привел пример из собственной практики, когда в одной компании при внедрении VDI забыли про антивирус, который запускался на всех машинах одновременно, парализуя работу СХД.
При высоком уровне сервиса необходимо использование резервного дата-центра. Согласно данным Stack Group, около 45% ИТ-директоров рассматривают такую возможность, а 7-8% уже произведено резервирование всех или части информационных систем. Мотивация заключается в том, что в случае потери данных бизнес несет финансовые, операционные (утрата данных), имиджевые потери, а в некоторых случаях также нарушает требования регулятора. «Для некоторых компаний сумма рисков в разы превосходит затраты на резервный ЦОД», – объяснил заместитель генерального директора Stack Group Евгений Горохов.
Что дальше?
Опрос «Развитие Бизнеса.Ру» говорит о том, что 63% компаний уже используют облака, еще 27% респондентов находятся на различных стадиях проектирования и тестирования. Концепция облака перешла из области теоретических рассуждений в сферу реализации на практике. Аналогичное мнение высказал ИТ-директор «Сколтеха» Алексей Широких: «Ранее я считал, что облачные технологии, это только технологический сленг, но теперь убедился, что они действительно работают».
При этом доля расходов на облака в структуре бюджетов на ИТ не велика: в 47% случаев это менее 10%. В первую очередь на новую сервисную модель выводят электронную почту, вычислительные мощности, хранение данных, хостинг файлов и баз данных. Очевидно, что сначала бизнес переносит в облака IaaS и типовые задачи. Следующий этап развития – это миграция тяжелых промышленных систем.
Доля расходов на облачные технологии в ИТ-бюджетах компаний
Источник: «Развитие Бизнеса.Ру», 2014
Как телефон заменил телеграф, так SaaS может заменить обычные бизнес-приложения, уверен директор облачных технологий и бизнес-приложений SAP СНГ Павел Растопшин. После электронной почты и универсальных коммуникаций путь в облако начали системы взаимоотношения с клиентами (CRM). В частности, SAP готовит облачный вариант CRM, в котором будет десять индустриальных настроек. Следующий этап, согласно видению немецкой компании, создание полноценной облачной системы ERP.
Отраслевая специфика
Особенность российской экономики заключается в перекосе в пользу крупного бизнеса, и все вышесказанное относится, в первую очередь, к компаниям сектора enterprise. В то же время модель облака прекрасно подходит нуждам малого и среднего бизнеса, который не может себе позволить развернуть собственную инфраструктуру, поэтому облако для него – единственный шанс получить доступ к ИТ-сервисам.
Фирмы СМБ предъявляют более низкие требования к безопасности и функциональности по сравнению с крупными предприятиями, однако для них существенен вопрос цены. Кроме того, многие предрассудки, которые удалось перебороть на уровне enterprise, еще живы в секторе СМБ. Опытом работы в этой сфере с собравшимися поделился Олег Паринов, руководитель проекта «Mail.Ru для бизнеса». Компания скомпоновала несколько сервисов (почта, календарь, мессенджер, облачное хранилище), и предложила бесплатный пакет приложений для малого бизнеса и учреждений образования. В настоящий момент насчитывается более 100 тыс. подписчиков этой услуги.
Олег Паринов отметил, что главная проблема при миграции в облако заключается в непонимании того, как оно работает и какие преимущества дает: «Малый бизнес воспринимает облако как нечто сложное и тяжелое. Например, решение in-house воспринимается как легко масштабируемое, потому что всегда можно поставить еще одну «железку». Как действовать в облаке в этом, случае клиенту непонятно». Чтобы справиться с этими проблемами, представитель Mail.ru рекомендовал развивать службу поддержки и предоставлять заведомо недостижимые лимиты для облачных хранилищ и почтовых серверов.
Еще одно сложное направление – это работа с государственными заказчиками. Потенциал этого рынка в России огромен, однако госсектор часто ведет себя инертно в плане внедрения новых технологий и стремится к формальному выполнению обязательств. «Прежде чем что-то продать государственному заказчику, нужно объяснить, зачем ему это нужно, написать за него техническое задание, определить методологию, построить организационные схемы, только после этого он сформирует ТЗ и проведет конкурс», – рассказала руководитель дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центр при Правительстве РФ Мария Шилина. По ее словам, представителям ИТ-отрасли следует самим выработать единые правила и стандарты, на основании которых будет сформирована нормативно-правовая база и создан пул базовых облачных сервисов для госсектора.
Павел Лебедев
Презентации участников конференции
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3996