Облака: от старых технологий к широким перспективам
Облачные вычисления основаны на старых технологиях, но до середины 2000-х годов сфера применения этих технологий оставалась ограниченной, а потенциал – нераскрытым. В настоящее время завершается ранний этап развития облачных технологий, который характеризуется новаторскими экспериментами и неустойчивостью бизнес-моделей.
Все эти технологии изначально мало связаны между собой. Однако так сложилось, что именно во второй половине 2000-х годов они приобрели такую степень зрелости и популярности, которая заставила задуматься о создании на их основе чего-то принципиально нового. Это принципиально новое и получило название облачных вычислений.
Эволюция облачных вычислений по Gartner
Очевидно, что первый этап развития облачных вычислений, начавшийся в 2007 году, уже подходит к завершению: период первоначального романтического увлечения заканчивается, но одновременно с этим увеличивается количество пригодных к эксплуатации коммерческих предложений. Согласно модели, предложенной Gartner, облачные вычисления будут развиваться в три этапа, частично совпадающих друг со другом по времени. Первый этап (2007-2011) – время первопроходцев и период формирования рынка. Облачные вычисления в этот период развиваются за счет компаний, которых облачные вычисления привлекают возможностью быстрого выхода на рынок и радикального повышения эффективности разработки. На этом этапе облачные вычисления наиболее эффективны в рамках ИТ-проектов, предусматривающих возврат инвестиций в относительно короткосрочной перспективе 18-24 месяцев.
Этапы развития рынка облачных вычислений по Gartner
Этап | Продолжительность | Особенности |
Время первопроходцев | 2007-2011 гг. | Облачные вычисления внедряют те компании, которые готовы идти на риски |
Консолидация рынка | 2010-2013 гг. | Консервативные пользователи начинают обращать внимание на облачные вычисления; растет конкуренция и снижается общее число поставщиков |
Массовое распространение | 2012-2015 гг. | Облачные вычисления становятся мэйнстримом; на рынке доминирует ограниченное число поставщиков |
Источник: Gartner 2008, CNews Analytics 2011
Основная черта второго этапа (2010-2013) – консолидация рынка. К 2012 году количество облачных предложений превзойдет потребности рынка, борьба за пользователей среди различных облачных вендоров достигнет своего пика, что приведет к серии слияний и поглощений. В то же время, зрелость облачных предложений повысится и консервативные пользователи начнут всерьез рассматривать возможность использования облачных вычислений. Продолжительность облачных проектов увеличится, и компании будут инициировать проекты, предусматривающие возврат инвестиций в перспективе от 3 до 5 лет. К 2013 году облачные вычисления станут предпочтительным выбором при разработке простых в архитектурном отношении приложений среди 2000 ведущих глобальных компаний.
Наконец, в 2012-2015 наступит накопление критической массы и массовое распространение облачных вычислений. Доминировать на рынке будет относительно небольшое число ключевых поставщиков, которые получат возможность предлагать рынку свои технологии в качестве стандартов де-факто. К 2014 году также возрастет понимание рисков, связанных с зависимостью от облачных технологий конкретных вендоров, что приведет к всплеску популярности одной из облачных платформ с открытым кодом.
Созревание облачных бизнес-моделей
Согласно схеме Gartner, сегодня мы находимся на втором этапе развития облачных технологий. Но есть один признак, который не позволяет вполне согласиться, что этап первопроходцев уже полностью пройден и мы перешли к периоду консолидации рынка. Дело в том, что в бизнес-моделях даже самых крупных облачных поставщиков сегодня остается много неясного: как и во времена бума доткомов, они всеми силами стремятся заручиться поддержкой пользователей, при том что конкретные механизмы извлечения прибыли еще не определились. Например, сегодня Microsoft пытается развивать бизнес на Windows Azure, одновременно опираясь на бизнес-модель продажи лицензий (приватные облака), предоставления мощностей в аренду (публичные облака) и реселлинга (публичные облака от сторонних поставщиков, например, от Softline). Какая из этих моделей в конечном счете окажется наиболее перспективной, пока неизвестно. Другой пример: компания Rackspace смогла привлечь на себя внимание рынка, анонсировав открытую облачную платформу OpenStack. Однако каким именно образом OpenStack будет приносить Rackspace деньги? Похоже, что сейчас даже у самой Rackspace нет четкого ответа на этот вопрос.
Таких примеров в облачной индустрии сегодня множество, и наличие большого числа облачных проектов, не подкрепленных прозрачными бизнес-моделями, – яркое свидетельство того, что наши ожидания в отношении облачных вычислений остаются завышенными. В полной мере говорить о переходе рынка к зрелому состоянию можно будет тогда, когда бизнес-модели утрясутся, а бесперспективные в коммерческом плане поставщики начнут сходить со сцены: по-видимому, это не настанет раньше 2013-2014 года.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2637