Облачные технологии: что нужно бизнесу прямо сейчас
Рынок облачных технологий – один из немногих сегментов ИТ, показывающий мощный рост в период, когда фактические ИТ-бюджеты компаний уменьшаются из-за падения покупательной способности рубля. И для «ухода в облака» у бизнеса есть реальные экономические причины. Их выделили участники конференции «Облачные технологии: новые задачи», проведенной 17 марта в Москве CNews Conferences и CNews Analytics.
Конфигурация решения была выбрана с учетом двух главных требований – катастрофоустойчивости по отношению даже к большим катаклизмам (две площадки под ЦОДы были выбраны на удалении 4,5 км друг от друга, и на расстоянии 25 км построена кворумная площадка) и симметричной утилизации ресурсов на обоих «плечах» распределенного ЦОДа. «Важно, что при создании распределенного ЦОДа мы поставили задачу сохранить старые инвестиции, – обратил внимание слушателей Леонид Головин. – Это удалось сделать, ничего не было списано, все оборудование продолжает работать». За 9 месяцев, прошедших после завершения проекта, были зарегистрированы 116 инцидентов, которые парировались ресурсами ЦОДа так, что бизнес их не заметил. Причем некоторые события были плановыми – замена оборудования, программного обеспечения. То есть те работы, что раньше делали в выходные и по ночам, теперь стало возможно производить в рабочее время, никому не мешая. И еще один важный результат отметил докладчик: «Хоть мы и не продаем ИТ-услуги внутри компании, но теперь сумели посчитать регламенты по каждому сервису и заключить с бизнесом SLA».
SDN как импортозамещение
Об интересном проекте вынесения локальной вычислительной сети в облачную среду рассказал Александр Шибаев, начальник управления обеспечивающих систем в межрегиональном центре информатизации Банка России. Обычно при таких решениях возникают как технологические, так и организационные проблемы. В частности, варианты продления ЛВС переноса сетевых функций в виртуальную среду имеют минусы в виде привязки к решениям определенных вендоров. В современных условиях это связано с неудобствами, особенно для таких организаций, как Центробанк, в связи с возможными проблемами, мешающими заключению договоров с западными поставщиками – это могут быть не только возможные санкции, но и вопросы безопасности, курса валют. Кроме того, в больших организациях сложно решить вопрос, кто же отвечает за виртуальную часть ЛВС.
Построение программно конфигурируемой сети (SDN)
Источник: МЦИ Банка России, 2015
Центробанк пошел по относительно новому для России пути, построив ЛВС в облаках на базе технологий SDN (программно конфигурируемых сетей), разработкой которых занимаются и российские организации. «SDN позволяет рассматривать создание и конфигурирование сети как задачу программирования. То есть, это облако, внутри которого заложены вычислительные инструменты управления, без которых оно не будет работать, – поясняет Александр Шибаев. – Это путь к тому, что мы выполним задачу импортозамещения в отношении ЛВС. Ведь никто не знает, как поведут себя западные аппаратные решения в угрожающей ситуации, какие там закладки, а мы добились независимости».
Презентация докладчика вызвала дискуссию среди участников конференции на тему, правильно ли использовать существующее сетевое оборудование, созданное для определенных задач, с неродным ПО, и при этом рассчитывать на заявленную производительность.
Облака в медицине
Оживленное обсуждение вызвали доклады двух представителей медицинской отрасли. Первой выступала Мария Дегтерева, директор ГБУЗ ВО МИАЦ в г. Владимире. В области на конец 2014 г. была создана основа для развития единого информационного пространства медицинских учреждений, включающая блок региональной МИС, РС ЕГИСЗ, мониторинг отчетности и др. «Были созданы два облака здравоохранения – административное и медицинское, каждое имеет свою структуру, оба имеют выход в единую систему документооборота, которая действует у нас уже третий год, – рассказала Мария Дегтерева. – В 2014 г. в системе разработали 230 отчетных форм, было собрано более 45 тыс. отчетов. Теперь аналитика, которую раньше долго делали в Excel, после загрузки отчетов формируется за минуту».
Облачная структура системы здравоохранения Владимирской области
Источник: ГБУЗ ВО МИАЦ, г. Владимир, 2015
В планах на 2015 г. перенести в облако региональную лабораторную информационную систему и центральный архив медицинских изображений. Но есть проблема – в этом году бюджет уже трижды подвергался секвестированию, поэтому удастся сделать немного меньше, чем запланировано.
При обсуждении доклада снова был поднят вопрос импортозамещения, который Мария Дегтерева прокомментировала таким образом: «Да, мы используем проприетарные западные решения: SQL Server, Oracle, ОС Microsoft. Но надо понимать, что в целом в медицине 90% технологий – импортные. И, если мы начнем от всего отказываться, пытаться «импортозаместить», то медицина в плане информатизации откатится на много лет назад».
Но в медицине есть и области, в которых мы ни на шаг не отстали от развитых стран. В этом уверен начальник ИТ-отдела Гематологического научного центра Минздрава России Борис Зингерман. Он выступил с позиций необходимости полного пересмотра отношений медиков с пациентами и с коллегами из других медицинских учреждений. На сегодняшний день существует проблема отсутствия полной картины здоровья пациента – человек проходит обследования у разных врачей в разных клиниках, в результате важная информация о состоянии его здоровья и перенесенных ранее заболеваниях теряется. Не используются данные, полученные с помощью гаджетов – тонометров, фитнес-браслетов и др. Теоретическая возможность получить свою медкарту на руки требует инициативы и терпения пациента при прохождении бюрократических процедур.
Интерфейс личного кабинета пациента
Источник: Гематологический научный центр Минздрава России, 2015
По сути, пациент для медицины – пассивное существо, только одна из точек в системе информатизации. «Необходимо сделать так, чтобы человек видел пользу от информатизации. Тогда он станет нашим сторонником, а не перебежит в лагерь скептиков, – считает Борис Зингерман. – Сегодня врач не обсуждает с пациентом назначение, и последний не включен в процесс оказания медицинской помощи».
Что можно сделать? Гематологический научный центр предлагает решение в виде сервиса «Медархив» – единого портала с личным кабинетом пациента, в котором будет аккумулироваться вся информация о состоянии его здоровья. «Сервис включает персональную электронную медкарту, комплекс электронных взаимодействий со своими врачами, личный медицинский календарь, – перечисляет докладчик. – Предусмотрены прямой импорт из медицинских баз данных, доставка анализов, консультации с врачами, дистанционное получение второго мнения, дистанционный мониторинг пациента, персонализированные рекомендации и напоминания о событиях, предварительное заполнение опросников, сбор и электронное предоставление врачу своей медицинской документации. И это все делается через облако». При этом Борис Зингерман отметил, что «технологически мы к таким новшествам, как дистанционный мониторинг, полностью готовы, а, так сказать, «медицински» абсолютно не готовы в силу вполне понятной консервативности медиков, а также неопределенности финансовых и нормативных условий». Поэтому он может заработать только в виде специальной платной услуги.
Эксперты о рынке
Независимый эксперт Александр Герасимов выступил с анализом процесса облачной трансформации операторов физических сетей связи. Он также напомнил о существующем споре, что такое облака: «Это на самом деле практический вопрос. Например, при оценке инвестиционной привлекательности оператора нужно знать, какая у него может быть часть рынка, и знать, что именно в его бизнесе относится к облакам. Нужно учитывать, что в так называемых «частных облаках» используются публичные ресурсы – чаще всего сети общего доступа. Это тоже влияет на бизнес. Оператор сети связи в ЦОДах предоставляет управляемые безопасные сети, но как только вы выходите за периметр ЦОДа, вся управляемость и безопасность заканчиваются».
Структура рынка телекоммуникаций в России
Источник: Александр Герасимов, 2015
Сегодня на телеком-рынке существует перекос в сторону завышения тарифов на голосовую связь: она занимает всего 0,6% в общем объеме трафика, при этом дает более 50% доходов оператору. Естественно, пользователи стремятся перевести общение в интернет. В этом им помогают умные абонентские устройства, использующие те сервисы, к которым они в данный момент подключены. Рост объемов передаваемых данных приводит к необходимости масштабировать ресурсы оператора. При этом эксперт разделяет понятия виртуализации ресурсов и сети, виртуализация которой – это не облачные технологии, а специализированные, такие, как SDN/NFV. В свою очередь, масштабирование ресурсов и сети сталкивается с препятствиями – нехваткой частот, ограничениями производительности активного сетевого оборудования доступа и распределения, а также проблемой поломок абонентского активного сетевого оборудования.
Основываясь на собственном опыте, независимый эксперт Павел Брагин остановился на использовании возможностей облаков при старте нового бизнеса. «Для старта бизнеса нужны регистраторы, юридическое лицо, расчетный счет, почтовый адрес, бухгалтер, юрист, офис, компьютеры, сотрудники, масса бумаги и т.д. Заниматься этим самостоятельно, ходить по инстанциям, оформлять бумаги – долго, дорого и не обязательно эффективно. Да и зачем, если существует множество инструментов, многократно облегчающих эти задачи? Это сервисы, помогающие открыть дело, вести бухгалтерию, оказывающие юридическое сопровождение, управлять складом, вести корпоративный портал, документооборот и решать множество других бизнес-задач».
Презентации участников конференции
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a4139