Николай Школьников: В последнее время вырос спрос на "вертикальные" телеком-решения
На рынке IP-телефонии в последние годы наблюдались значительные изменения. Все больше компаний отдает предпочтение облачным технологиям. Аналитики сходятся во мнении, что именно они обеспечат развитие рынка в дальнейшем. Своим мнением о реальности этих прогнозов и о решениях Panasonic в данном направлении с корреспондентом CNews поделился Николай Школьников, руководитель отдела маркетинга и продаж АТС "Панасоник Рус".
CNews: Каковы основные тренды рынка IP-телефонии? Что изменилось в 2011 году, под знаком чего прошел этот год?
Николай Школьников: Основным трендом ИТ-рынка в этом году стали облачные услуги. Можно назвать много причин популярности этой технологии, но главная — это финансово-экономический фактор. Многие аналитические агентства высоко оценивают потенциал этого сегмента рынка.
Николай Школьников: Я бы не спешил с однозначной оценкой и прогнозами относительно стремительного роста облачных сервисов в нашей стране
Так, по данным IDC, именно облачные сервисы обеспечат рост прибылей всех ИТ-поставщиков, так как расходы на них увеличиваются в 4 раза быстрее, чем весь рынок ИТ. На сегодняшний день основным потребителем облачных услуг являются США, и именно там наблюдается основной рост использования этой технологии. Проникновение ШПД и, как следствие, изменение тарифов операторов на свои услуги способствует развитию облачных сервисов и в России. Но я бы не спешил с однозначной оценкой и прогнозами относительно стремительного роста облачных сервисов в нашей стране. Очень многое будет зависеть от качества предоставляемых услуг и безопасности.
У виртуальных АТС существует жесткая привязка к оператору и поставщику услуг, от которого зависит простота настройки и эксплуатации виртуальных АТС. С одной стороны, это очень удобно, так как сервис предоставляется под конкретные задачи клиента. С другой стороны, клиент не имеет возможности использовать другие каналы связи. Если происходит сбой в сети, компания остается без связи. И еще одна основная проблема программных решений — это недостаточная безопасность. При неграмотной настройке возрастает возможность нелегального трафика.
Основные преимущества виртуальных IP-АТС — быстрое развертывание и мобильность, что актуально для стартапов. Но по мере роста и развития компании, конечно, стараются перейти на собственные надежные и отказоустойчивые "железные" решения с возможностью резервирования каналов на основе TDM (Time Division Multiplexing). Срок окупаемости у аппаратных решений больше.
CNews: Как изменилась линия продукции Panasonic за последнее время?
Николай Школьников: В 2011 году на российском рынке была представлена видеоконференцсистема высокой четкости HDVC KX-VC600CX. Благодаря отличному качеству передачи изображения и чистому звуку новинка позволяет добиться максимального эффекта присутствия. Эта система помогает организовать встречи и совещания не только через внутреннюю сеть, но и через интернет, значительно сокращая затраты на командировки.
Стоит отметить компонент для интеграции системы Communication Assistant и платформы "1С:Предприятие" (СА external API). С его помощью можно управлять телефонными вызовами непосредственно из среды "1С:Предприятия" и хранить информацию о контактах в базе данных. В настоящее время "1С:Предприятие" — самый распространенный в России продукт для автоматизации учета и управления.
Следуя последним мировым тенденциям, мы представили на российском рынке новые телефоны SIP-DECT KX-TGP500 и проводные SIP-терминалы серии KX-UT, совмещающие в себе все преимущества HD VoIP и широкий набор функций. Продажи SIP-терминалов успешно стартовали в октябре. Это оборудование нацелено главным образом на работу с программными IP-АТС и виртуальными (облачными) сервисами крупнейших IP-операторов. Продукция сертифицирована компаниями Digium и Broadsoft. Перед началом официальных продаж терминалы были протестированы ведущими российскими IP-операторами, которые высоко оценили качество новой линии SIP-оборудования.
CNews: Какие АТС пользуются сейчас наибольшим спросом у средних компаний? У малого бизнеса?
Николай Школьников: Позиции Panasonic традиционно сильны именно в секторе малого и среднего бизнеса. Среди нашего IP-оборудования можно выделить серию IP-АТС малой и средней емкости — KX-NCP. Впервые эта серия появилась на рынке в 2010 году и позволила нам увеличить продажи IP-решений. Разработанные, в первую очередь, для работы в IP-среде KX-NCP500 и KX-NCP1000 оптимизируют работу и расходы компании на телефонные переговоры. При их создании были учтены все преимущества предыдущего поколения IP-АТС Panasonic.
Хочу отметить, что за последние несколько лет благодаря усилиям наших партнеров реализовано много сложных и крупных (свыше 1000 абонентов) сетевых проектов на базе наших IP-АТС в различных сферах экономики.
CNews: В каких секторах наиболее востребованы ваши продукты и почему?
Николай Школьников: Panasonic представлен на российском рынке практически во всех сегментах рынка от SOHO до Enterprise. Возможности нашего оборудования позволяют реализовывать проекты различной степени сложности в различных отраслях. Наши решения представлены в розничных сетях, банковском и торговом секторах. В последнее время вырос спрос на "вертикальные" решения. Заказчики предпочитают получать решения для своего бизнеса целиком и сразу, а не собирать систему из отдельных аппаратных и программных продуктов различных производителей. Panasonic — единственный вендор, предлагающий такой широкий спектр решений.
CNews: По каким критериям сегодня делается выбор решения? Что его определяет?
Николай Школьников: В 2011 году продолжила развиваться IP-телефония на фоне снижения темпов роста телеком-рынка в целом. По данным агентства Discovery Research Group, наблюдается тенденция увеличения числа как корпоративных, так и частных пользователей IP-услуг. В текущем году доля VoIP-трафика в совокупном тарифе дальней связи составила 32%, к 2012 ожидается рост до 40%.
По-прежнему основным фактором, определяющим выбор корпоративного заказчика в пользу использования IP, является сокращение расходов на дальнюю связь. Следующие по значимости факторы — это оптимизация бизнес-процессов, снижение загруженности телефонных линий и возможность централизованного управления, что особенно актуально для компаний с разветвленной структурой.
Представленное на рынке телекоммуникационное оборудование обладает широким набором функций и возможностей для решения всех поставленных задач. Можно сказать, что на данном этапе функциональность устройств превосходит потребности большинства компаний. Однако российский бизнес постепенно меняется, и наши программные решения становятся все более востребованными.
Во время экономического кризиса заказчики стали подходить к вопросу выбора оборудования с большей осторожностью. Эта тенденция остается актуальной и сегодня.
CNews: Как выглядит классический проект? Из каких стадий он состоит, сколько времени занимает реализация, какие сложности могут возникнуть?
Николай Школьников: Для определения оптимального класса систем наши партнеры проводят предварительный анализ компании-клиента и ее филиалов. В частности, они выясняют, какими функциями пользуются сотрудники компании, куда и как часто они звонят. На основании полученных данных рассчитывается, какое решение будет наиболее выгодным и эффективным.
CNews: Что в наибольшей степени препятствует развитию рынка?
Николай Школьников: Факторы, которые могут помешать дальнейшему развитию рынка, — это недостаточное развитие инфраструктуры, неоднородные тарифные планы провайдеров и операторов связи. Кроме того, многие руководители российских компаний не заинтересованы во вложении средств в модернизацию уже существующих систем корпоративной связи или не готовы полностью переключиться на использование IP в корпоративных коммуникациях.
CNews: Чем российский IP-рынок отличается от западного?
Николай Школьников: Российская IP-инфраструктура развивается медленнее, чем западная. К сожалению, внедрение новых технологий в регионах идет не такими быстрыми темпами, как в Москве или Петербурге. С другой стороны, это дает нам уникальную возможность отслеживать тенденции западного рынка и использовать его опыт. Таким образом, мы уже сегодня знаем, как следует отреагировать на изменения, которые произойдут в России и СНГ в ближайшие пару лет.
CNews: Как вы считаете, чего не хватает вашим решениям? Какие ближайшие доработки вы планируете?
Николай Школьников: Наша основная маркетинговая политика будет направлена на дальнейшее продвижение IP-решений. Мы уже добились хороших результатов в этом направлении и хотим укрепить свои позиции в этом сегменте. Также мы будем развивать программные решения. В дальнейшем основным для нас будет предоставление комплексных продуктов на базе АТС, включающих в себя различные категории продуктов Panasonic и пакеты сервисных услуг.
CNews: Как выглядит АТС будущего?
Николай Школьников: По мнению многих аналитических агентств, мировой рынок VoIP в корпоративном секторе будет разделен между управляемыми услугами и виртуальными IP-АТС / Unified Communications, на долю которых будет приходиться большая часть доходов, и услугами IP-связи. В дальнейшем доля управляемых услуг будет расти. Соответственно доля традиционной телефонии будет значительно снижаться. Практика показывает, что такое развитие событий является все-таки долгосрочной перспективой развития рынка.
В России популярности управляемых и облачных услуг мешает недоверие к любому аутсорсингу, а также отсутствие соглашений при предоставлении таких услуг. Со временем ситуация должна измениться, как изменилось в свое время отношение к IP-телефонии.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2844