CNews Cloud: Облачные сервисы
Статья

«Клиники Чайка»: облачная инфраструктура и аутсорсинг от Cloud4Y

Облака

Инвесторы «Клиник Чайка» с самого начала сделали ставку на облачные технологии, позволяющие сократить до минимума капитальные расходы на ИТ. Потому что инвестиции должны идти в основной бизнес, считают в новой московской сети клиник.

Еще год назад у компании «Клиники Чайка» не было даже офиса с налаженной ИТ-инфраструктурой. Сегодня сеть состоит из пяти московских клиник, вскоре будут открыты еще две, за полтора года число сотрудников выросло до 200 человек. Благодаря использованию облачных решений на построение ИТ-инфраструктуры одной клиники уходило меньше трех недель.

Сеть «Клиники Чайка» была развернута в рекордные сроки

Желая по возможности сократить капитальные затраты, руководство сети сформулировало для директора по информационным технологиям Бориса Светлова две главные задачи: минимальное количество штатных ИТ-специалистов и максимально возможный аутсорсинг. Для выбора ИТ-поставщика был организован конкурс, и хотя в числе шести претендентов была компания, с которой у Бориса Светлова уже был опыт сотрудничества по прошлому проекту, победителем стал другой поставщик – Cloud4Y, впечатливший своим уровнем экспертизы и интересным ценовым предложением. Плюсами в пользу компании также стали способность совмещать функции провайдера корпоративного облака и универсального поставщика ИТ-услуг, успешная четырехлетняя история работы на рынке и масштабы деятельности (выручка Cloud4Y от реализации облачных решений в 2012 г. составила 38 млн руб.).

Вера в облака

Как рассказали в компании Cloud4Y, востребованность облачных технологий в секторе малого и среднего бизнеса динамично растет, среди клиентов ИТ-поставщика таких компаний около 60% и их число увеличивается. «Клиники Чайка» оказались тем редким клиентом, который точно знает, чего хочет, и очень хорошо умеет считать деньги. Бориса Светлова и его руководство не пришлось убеждать в безопасности и эффективности облачных решений – ставка на эти технологии была частью бизнес-стратегии. По словам Бориса Светлова, пожелания акционеров полностью соответствовали принципу виртуализации: «Виртуализация хорошо минимизирует издержки, исключает риск выхода из строя оборудования – не нужно ничего чинить за свой счет – и предоставляет хорошие возможности масштабирования ресурсов. Переплачивать в самом начале за ресурсы, которые сразу использоваться не будут, не очень хотелось».

Выбранный поставщик ИТ-услуг в самом начале проекта подошел к нему творчески. Техническое задание заказчика не просто слепо исполнялось по пунктам, а анализировалось и давалась экспертная оценка. Особенно ценными Борису Светлову показались рекомендации по части распределения сервисов по виртуальным машинам и их резервированию, которые были впоследствии учтены.

Таким образом, ИТ-поставщик должен был взять на себя весь комплекс работ – от построения отказоустойчивого ЦОД и локально-сетевой инфраструктуры клиники до поставки и установки всего оборудования, а также поддержки этих решений. В итоге «Клиники Чайка» арендовали у Cloud4Y ферму терминальных серверов, виртуальные машины Xen и VMware, MS Exchange server , облачную АТС, сервер SQL и ряд лицензий: Microsoft, 1C, антивирус и антиспам. Локальное оборудование, которое устанавливалось непосредственно в клинике, было предоставлено в аренду ИТ-поставщиком Для оснащения клиник компания Cloud4Y поставила тонкие клиенты (моноблоки), МФУ, IP-телефоны для подключения к виртуальной АТС, сетевое оборудование (коммутаторы, роутеры), плазменные панели.

Сжатые сроки – не проблема

На первом этапе проекта, который занял неделю, с использованием облачных ресурсов была построена ИТ-инфраструктура предприятия, налажена корпоративная почта и запущены офисные приложения. В рамках второго этапа была организована ИТ-архитектура отдельных филиалов. На третьем этапе устанавливалось оборудование на местах, и открывались клиники. К последним филиалам технология была настолько отлажена, что на построение ИТ-инфраструктуры одного объекта уходило от одной до двух недель.

Все участники проекта в один голос говорят о том, что основная сложность проекта состояла в сжатых сроках. «На пуск и наладку оборудования отводилось крайне мало времени. Параллельно завозили мебель, медицинское, компьютерное и прочее оборудование. Несмотря на это, ИТ-поставщику удавалось завершать свою работу даже в более короткие сроки, чем описанные в договоре», – вспоминает Борис Светлов.

Кабинет сети «Клиники Чайка»

Компания Cloud4Y, чтобы не срывать собственные сроки, попросила в первую очередь подготовить серверную. Пока кабинеты еще продолжали достраивать, ИТ-специалисты уже заполняли оборудованием серверную, а по завершении строительных работ уже занимались настройкой оборудования на рабочих местах.

Для повышения отказоустойчивости ИТ-поставщик рекомендовал «Клиникам Чайка» пользоваться услугами двух разных интернет-провайдеров. Благодаря тому, что Cloud4Y располагает собственным оборудованием на узлах ММТС-9 и ММТС-10 (основные узлы стыковки телеком-операторов), клиники удалось подключить по L2 каналу напрямую, обеспечив высокую скорость соединения между центральным офисом и клиниками.

«Как только подавали интернет, мы настраивали оборудование, – рассказывает о ходе проекта ведущий технический специалист Cloud4Y Сергей Бондаренко. – Первые люди, которые приходили принимать объект, подключались к облаку через установленное оборудование по интернету, хотя основного канала еще не было. Мы искали выход, чтобы как можно быстрее запустить работу, подключить к облаку, предоставить клиенту возможность работать».

Результаты проекта

Сегодня ИТ-инфраструктура сети клиник включает 20 виртуальных машин и более 30 сервисов. Собственное оптическое кольцо Cloud4Y высокой доступности с задублированными каналами (без единой точки отказа) обеспечивает SLA на уровне 99,9% и выше.

Помимо основного канала L2, который используется для соединения с клиниками, построенными на базе изолированных сетей VLAN, используется резервный VPN канал. При выходе из строя одного из каналов происходит автоматическое переключение на резервный канал в течение трех секунд, при этом переход не отражается на работе пользователей и не ощущается ими.

Основной и резервный каналы связи с клиниками

Построенная ИТ-инфраструктура масштабируема и готова принять новые филиалы, в том числе за пределами Москвы и даже России. Если бы «Клиники Чайка» не стали арендовать мощности облачного ЦОДа, а решили строить ИТ-инфраструктуру сами, то, по оценкам Сергея Бондаренко, им бы понадобились еще минимум одна-две стойки, дорогостоящее и энергоемкое оборудование, промышленный кондиционер, специальные системы пожаротушения, а также грамотные и взаимозаменяемые ИТ-специалисты.

Кольцо высокой доступности

На рабочих местах установлены тонкие клиенты, которые через ферму терминальных серверов соединяются с облаком. Борис Светлов считает, что виртуальные рабочие места очень удобны для медицинского персонала: «Наши врачи буквально бегают между клиниками, они могут работать в трех клиниках параллельно. Работа с терминальными тонкими клиентами позволяет избежать проблем с локальным хранением данных. При необходимости для доступа к облачной инфраструктуре можно использовать любые устройства, в том числе мобильные. В телефонии номер привязан к врачу, а не к кабинету. Независимо от того, в какой клинике находится врач, ему можно позвонить по его внутреннему номеру». Ведется резервное копирование, позволяющее восстанавливать корпоративные данные на любую дату и время. По словам ИТ-директора клиник, аренда инфраструктуры виртуальных рабочих мест дает возможность всегда иметь последние версии программного обеспечения без дополнительных затрат.

Врачебная тайна

Облачные решения обеспечили в этом проекте не только высокую скорость запуска, но еще и безопасность хранения сведений о пациентах клиники. Иначе организовать защиту персональных данных клиентов на высоком уровне было бы трудно и дорого.

Дата-центры компании Cloud4Y соответствуют требованиям безопасности TIER III

Оборудование компании Cloud4Y расположено в двух дата-центрах в Москве и в одном, находящемся в Нидерландах. Они соответствуют самым высоким требованиям безопасности в России – TIER III. Во всех дата-центрах используются системы пожаротушения, дизель-генераторы, дублирование кондиционеров, источники бесперебойного питания и два независимых ввода от электростанций. «В дата-центрах действует очень строгая пропускная система, ведется видеонаблюдение. Физический доступ осуществляется по особым пропускам, выпущенным на конкретное время и на конкретных людей по запросу генерального директора», – пояснил Сергей Бондаренко. Оборудование и программное обеспечение, установленные в сети клиник, сертифицированы, информационная система хранения персональных данных (ИСПДн) готова к аттестации по ФЗ 152.

Для обеспечения высокого качества услуг компания Cloud4Y использует оборудование мировых лидеров ИТ-рынка. Применяются только enterprise-решения, такие как блейд-сервера IBM, NEC, коммутаторы Cisco, Extreme, системы хранения данных NetApp.

Что в итоге получил заказчик: унификацию оборудования и подхода к инфраструктуре, снижение потребностей в персонале для обслуживания ИТ, аутсорсинг оборудования и программного обеспечение, аутсорсинг каналов L2, VPN и MPLS, аутсорсинг внутри облака систем 1С, Microsoft Office, Oracle, IP-телефонии, возможность масштабирования ИТ-инфраструктуры в кратчайшие сроки, оплату только за реально используемые ресурсы, высокий уровень надежности корпоративных данных и высокий уровень доступности – 99,9%.

Представители «Клиник Чайка» предпочли не разглашать стоимость проекта. По данным ИТ-поставщика стоимость виртуального офиса (виртуальных рабочих мест) для 30 пользователей составляет 20 тыс. руб. с учетом НДС.

Александра Кирьянова