Бизнесу надоели мантры об "облаках"
Отечественные вендоры "облачных" решений застали начало роста спроса на решения для оптимизации ИТ-инфраструктуры со стороны разных бизнесов, но столкнулись с тем, что не всегда заказчики отдают себе отчет в том, что хотят получить от поставщика или консультанта. Эти и другие тенденции развития предложений на базе облачных бизнес-решений обсудили участники круглого стола "Облачные технологии: комфортные решения для бизнеса", проведенного CNews Conferences.
Алексей Скорняков: Для пользователей важно, чтобы облачный сервис вел себя ожидаемо
На вопросы CNews ответил Алексей Скорняков, технический директор компании «Росинтегра».
CNews: Насколько российский рынок готов к переходу на облачные решения в концепции сервиса?
Алексей Скорняков:Сегодня рано однозначно говорить о готовности или неготовности бизнес-заказчиков к переходу на облачные решения. Дело в том, что рынок облачных сервисов, можно сказать, только зарождается в России, выбор облачных решений еще крайне ограничен.
Так, к примеру, если рынок сервисов электронной почты представлен достаточно широко разными решениями, то рынок CRM систем представлен очень узко, а рынок ERP отсутствует как класс. О готовности бизнеса к использованию облачных решений и модели SaaS (Software-as-a-Service) в частности, можно будет говорить тогда, когда у заинтересованных заказчиков появится выбор, а также возможность произвести миграцию с собственного локально используемого сервиса в облачный сервис с минимальными накладными расходами. В идеале, даже не меняя приложений.
Для пользователей очень важно, чтобы облачный сервис вел себя ожидаемо. Необходимость изучать новую программу или новый интерфейс всегда будет снижать эффективность работы человека, использующего программу, а, следовательно, и бизнес-процесса, связанного с этим человеком.
CNews: К каким сервисам подобного рода интерес уже наблюдается? Каковы перспективы рынка облачных ИТ-услуг на ближайшие 2-3 года?
Алексей Скорняков:Более всего интерес наблюдается к сервисам, успевшим стать привычными в этой модели. Например, электронная почта, в том числе и сервисы бесплатной электронной почты, хостинг веб-сайтов. Не смотря на то, что само слово «облако» применительно к модели предоставления доступа к ИТ-сервисам появилось значительно позже, нежели услуги по хостингу электронной почты или веб-сайтов, они являются классическими примерами облачных ИТ-услуг.
Наблюдается интерес к системам управления проектами и задачами, к CRM-системам. Появился ощутимый интерес к программным продуктам 1С разных классов. На рынке облачных решений стоит ожидать интереса к программным бизнес-продуктам, подобного тому, что существует на классическом рынке ПО.
Если говорить об интересе к сервисам облачной модели в разрезе сфер бизнеса или размера организаций, то можно сказать, что заинтересованности стоит ожидать от разных компаний - как по сферам деятельности, так и по масштабам. Однако, при принятии решения об использовании облачного сервиса, будут преследоваться разные цели. К примеру, энтерпрайз-сегмент может стремиться к снижению финансовых рисков на этапе проекта, а целью малого или среднего бизнеса может быть желание получить более качественный и надежный сервис, нежели они могли иметь, работая с приложением, установленным у себя, и несколько снизить стоимость владения сервисом. Таким образом, в ближайшие 2-3 года стоит ждать роста количества предлагаемых услуг в облачной концепции.
CNews: Что останавливает российских заказчиков в принятии решения об использовании облачного сервиса?
Алексей Скорняков:Мы совершенно не умеем доверять друг другу. Один бизнес очень настороженно идет на контакт с другим, прежде всего,из-за недоверия к нему. Так исторически сложилось, что российский бизнес с момента своего образования был вынужден очень осторожно выбирать партнеров, так как на рынке присутствовало множество мошенников.
Несмотря на то, что это было достаточно давно, осторожность осталась. Я искренне верю, что со временем мы научимся доверять друг другу, и на рынке появятся сильные игроки, хорошо зарекомендовавшие себя. Вопросы безопасности и доверия - это основная причина. Из неосновных причин нельзя не отметить фривольное отношение некоторых российских компаний к авторскому праву. Данный факт, безусловно, не способствует развитию рынка.
CNews: Что можно ответить на эти опасения? Как выбрать надежного сервис-провайдера?
Алексей Скорняков: В том случае, если вас останавливает проблема возможной компрометации авторизационных данных, выбирайте сервис-провайдеров, предоставляющих двухфакторную аутентификацию (как пример, OTP). Данное решение уже не один год успешно используется многими банками, аналогичные решения есть и для облачных приложений.
Если вас беспокоит проблема выбора надежного сервис-провайдера, то нужно помнить, как и при выборе любых других услуг, о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Не может надежное решение стоить, к примеру, в 3 раза ниже его среднерыночной цены.
Дополнительно можно отметить, что данные услуги по российскому законодательству подлежат лицензированию, поэтому сервис-провайдер, осуществляющий доступ к приложениям и данным, должен иметь лицензию на оказание телематических услуг и сданный в эксплуатацию узел связи. Запросите у компании, у которой собираетесь приобретать сервисы в концепции «облако», эту информацию.
В том случае, если лицензии на телематические услуги или акт о вводе узла связи в эксплуатацию отсутствуют, данного поставщика услуг можно считать недобросовестным, так как он серьезно нарушает российское законодательство.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3013