CNews Cloud: Облачные сервисы
Статья

Нотификации в бизнесе: как упростить жизнь разработчикам, не теряя прибыль

Бизнес Облака

Александр Пилевский

руководитель группы продуктовой архитектуры Serverless в Yandex Cloud

В 2024 году Yandex Cloud представил новый сервис — Yandex Cloud Notification Service, а также значительно расширил возможности Yandex Cloud Postbox, предложив компаниям комплексное решение для настройки и управления уведомлениями. CNews попросил Александра Пилевского, руководителя группы продуктовой архитектуры Serverless в Yandex Cloud, рассказать о возможностях сервисов и преимуществах рассылки нотификаций в облаке.

Ключевые сложности в настройке нотификаций

Сегодня уведомления стали неотъемлемой частью взаимодействия бизнеса с клиентами. От своевременной информации о статусе заказов до важных оповещений от систем мониторинга — эффективная система уведомлений критически важна для любой современной компании. Пользователи хотят получать актуальную информацию по различным каналам: почта, push-уведомления на смартфоне, мессенджеры, SMS, браузерные оповещения. Однако создание и поддержка такой инфраструктуры требует значительных ресурсов и может отвлекать разработчиков от фокусных задач, таких как написания бизнес-логики продукта. Использование готовых сервисов отправки и управления уведомлениями позволяют компаниям не только оптимизировать трудозатраты, но и получать ценную аналитику, которая поможет улучшить взаимодействие с клиентами.

От своевременной информации о статусе заказов до важных оповещений от систем мониторинга — эффективная система уведомлений критически важна для любой современной компании

Разработка и поддержка собственной системы уведомлений — задача, требующая значительных временных и ресурсных затрат. Обычно настройкой технических уведомлений занимается команда разработки при создании бизнес-логики. Однако уведомления о статусе заказа, смене пароля, подписках и отписках требуют отдельных решений. Это означает, что разработчики вынуждены тратить время на непрофильную для них задачу, отвлекаясь от разработки основной функциональности продукта.

Многие компании пытаются решить эту проблему, используя собственную инфраструктуру, серверы и почтовые службы. Однако это влечет за собой необходимость администрирования операционных систем, почтового ПО, обеспечения безопасности и масштабируемости системы. Всё это — дополнительные затраты времени и ресурсов. Альтернативой могут стать готовые сервисы почтовых рассылок, но они имеют ограничения по функциональности, объему уведомлений или поддерживаемым каналам коммуникации. В результате компаниям приходится искать компромиссы и использовать решения нескольких поставщиков, или же разрабатывать собственные решения для обхода этих ограничений.

Еще одна сложность — необходимость мониторинга и управления доставляемостью уведомлений. Разработчикам приходится следить за актуальностью протоколов взаимодействия с почтовыми сервисами и мобильными платформами, которые периодически обновляются. Это требует глубокого понимания довольно специфичной области, не являющейся профильной для большинства разработчиков.


Поддержание работоспособности системы отнимает много времени и ресурсов. Вместо того чтобы тратить силы на решение этих задач, компании могут воспользоваться готовыми мультиканальными сервисами нотификаций. Такие сервисы берут на себя всю сложность управления инфраструктурой и обеспечивают автоматическую отправку сообщений по различным каналам коммуникации, включая push-уведомления на устройства с iOS и Android, SMS, уведомления в мессенджеры, браузеры, а также email-сообщения. Это позволяет разработчикам сосредоточиться на основной функциональности продукта.


Как выбрать сервис нотификаций?

При выборе сервиса нотификаций важно учитывать ряд ключевых функций, которые помогут оптимизировать работу разработчиков и снизить затраты. При выбор решения необходимо смотреть на несколько параметров:

  • легкая и быстрая интеграция с ИТ-инфраструктурой компании. Это позволит минимизировать время и ресурсы, необходимые для настройки и подключения, а также обеспечит бесшовную интеграцию с уже используемыми системами. Для более быстрой интеграции стоит выбирать сервисы, которые не только поддерживают SMTP-протокол, но и могут работать по API;
  • безопасность хранения данных и встроенные механизмы защиты от спама. Это предотвратит блокировку отправителя и обеспечит высокую доставляемость сообщений, что критически важно для эффективной коммуникации с клиентами;
  • мультиканальная отправка сообщений. Поддержка различных каналов доставки уведомлений (SMS, push, email, мессенджеры) позволяет клиенту выбирать наиболее подходящий канал для каждого типа уведомлений и доносить информацию до пользователей максимально эффективно;
  • автоматическое обновление протоколов взаимодействия с почтовыми сервисами и мобильными платформами. Эта функция освобождает разработчиков от ручной настройки и обеспечивает соответствие последним стандартам.
  • гибкая тарификацияPay as you go») позволяет оптимизировать затраты и платить только за фактически отправленные уведомления, что особенно актуально для компаний с переменным объемом коммуникаций. Serverless-технологии — эффективный инструмент для реализации такой модели тарификации.
  • возможность интеграции с другими облачными сервисами. Это позволяет контролировать работу по доставке уведомлений — например, собирать аналитику и обрабатывать ее в своих CRM-системах. Таким образом, поддерживается качество базы получателей уведомлений и повышается доставляемость уведомлений в целом.
Пример дашборда с ключевыми метриками отправки писем

Как мы создавали наши решения

Изначально Yandex Cloud начал работу над собственными сервисами уведомлений для внутренних задач — мы сами столкнулись со всеми уже перечисленными проблемами, а также с некоторыми трудностями, свойственными ИТ-компаниям с крупной инфраструктурой. После внутреннего тестирования и использования мы сделали эти решения более универсальными, чтобы предоставлять их внешним клиентам.

Сейчас Yandex Cloud предлагает два сервиса для построения эффективной системы уведомлений: Yandex Cloud Notification Service и Yandex Cloud Postbox. Вместе эти сервисы позволяют организовать многоканальную коммуникацию, например, дублировать непрочитанные push-уведомления по электронной почте, обеспечивая максимальный охват аудитории. Yandex Cloud Notification Service и Yandex Cloud Postbox помогают компаниям автоматизировать процессы отправки уведомлений, снизить нагрузку на разработчиков и сосредоточиться на развитии основной функциональности продукта.