CNews Cloud: Облачные сервисы
Статья

Александр Сысоев, «Крок»: Каким будет 2022 год для ИТ-отрасли и как скажется дефицит полупроводников

Бизнес Цифровизация Облака
, Текст: Павел Прядкин

Руководитель направления вычислительных инфраструктур «Крок» Александр Сысоев рассказал CNews о росте спроса на частные облака и катастрофоустойчивые решения, заметных трендах на рынке, а также о влиянии на отрасль дефицита полупроводников.

CNews: Подводя промежуточные итоги 2021 года, скажите, чем этот год запомнится для направления вычислительных систем «Крок», которое вы возглавляете, и для вас лично? Какие тенденции вы отметите в уходящем году?

Александр Сысоев: Мы, как и остальные игроки на ИТ-рынке, столкнулись с беспрецедентным кризисом полупроводников, который скорректировал планы и отразился на операционной деятельности. Уже к середине года нам удалось более или менее адаптироваться к этой ситуации. Мы стали плотнее, чем раньше, работать с клиентами, помогая им в поиске альтернатив и ориентируя на более быстрые с точки зрения доставки решения. Из-за дефицита компонентов многим заказчикам пришлось сдвинуть сроки реализации тех проектов, которые были связаны с поставками оборудования и программно-аппаратных комплексов.

Вместе с тем выросла ценность технологического консалтинга. С помощью одной из услуг — аудита ИТ-инфраструктуры — удается найти узкие места в инфраструктуре и недоутилизированные мощности. Это запас ресурсов, который поможет продержаться какое-то время, пока нужное оборудование едет к клиенту. Подобные обследования с составлением road map будущих изменений помогают также скорректировать ИТ-стратегию и повысить эффективность модернизации, как было, например, в наших проектах для «Магнита» и БКС Банка.

Также увеличилась востребованность услуг, связанных с непрерывностью деятельности и аварийным восстановлением. Речь идет как об отказоустойчивых решениях в рамках одного объекта заказчика, так и о катастрофоустойчивых архитектурах, физически разнесенных между разными городами и регионами. Под отказоустойчивостью мы подразумеваем не только непрерывную работу и быстрое восстановление в случае аварии, но и перестроение процессов работы ИТ-инфраструктуры для снижения риска аварии. Наши специалисты прорабатывают взаимодействие всех систем заказчика друг с другом, порядок их аварийного восстановления, составляют пошаговые инструкции на случай полного отказа той или иной площадки. Мы начали активно развивать эти услуги лет семь назад, и с тех пор количество подобных проектов ежегодно удваивается.

Александр Сысоев - руководитель направления вычислительных инфраструктур «Крок»

Не обошлось и без частных облаков. Это крупные комплексные проекты. Ежегодный рост их количества в структуре нашей выручки, увеличение требований к экспертности исполнителей и стоимости данного рода решений для заказчика, говорит о все большей востребованности на рынке. Интерес со стороны заказчиков к этой модели объясняется большей гибкостью и скоростью выделения ресурсов для внутренних пользователей, возможностью прозрачного и точного распределения затрат по бизнес-подразделениям в зависимости от объема использованных ими услуг при полном соответствии внутренним политикам безопасности. В итоге данный тип решений позволяет заказчикам не только решать задачи по оперативному выделению ресурсов и сокращать таким образом время вывода новых продуктов и услуг для своих клиентов, но и решать такие стратегические задачи как планирование инвестиций на новые бизнес-инициативы. В 2021 году мы реализовали четыре крупных проекта по проектированию и построению облачных инфраструктур — как для собственных нужд заказчиков, так и для оказания услуг внешним клиентам.

Наконец, одним из знаковых проектов направления вычислительных систем «Крок» стало проектирование типовой инфраструктуры для всех АЭС концерна «Росэнергоатом». Оно заняло около двух лет и охватило 11 электростанций и центральный аппарат концерна в Москве. В этом проекте мы постарались учесть весь опыт «Крок» по созданию надежных, отказоустойчивых сред, рассчитанных на рост нагрузки в будущем.

CNews: Расскажите более подробно, как на работу клиентов повлиял кризис полупроводников?

Александр Сысоев: Рынок ИТ-оборудования напрямую зависит от микрочипов. Сроки поставок от вендоров сдвинулись со стандартных 6-8 недель до 6-9 месяцев, а в отдельных случаях и до одного года. Следовательно, график реализации проекта также растягивается, а значит замедляется и сама цифровая трансформация клиентов. Заказчикам остается или заранее прогнозировать будущие закупки, или прибегать к временным решениям — например, к аренде оборудования или облаку с последующей миграцией на «постоянную» инфраструктуру. Но здесь есть нюанс: арендного оборудования постепенно становится все меньше и меньше, а облака не всегда соответствуют требованиям информационной безопасности. В этих случаях мы предлагаем продление сервисной поддержки имеющихся систем, даже снятых с производства.

CNews: Когда стоит ждать выхода из этого кризиса?

Александр Сысоев: Производители не прогнозируют скорого улучшения. Кризис начался еще в прошлом году. Основным его фактором можно назвать пандемию. Во время нее лавинообразно вырос спрос на электронику, ноутбуки, вычислительное оборудование и другую технику для удаленной работы. Кроме того, некорректное прогнозирование спроса на остальные группы товаров, где используются микрочипы, усугубило ситуацию. На ситуацию повлияла также торговая война США и Китая, из-из чего китайским производителям в определенный момент пришлось запасаться чипами. Как бы это не звучало необычно, но свой вклад внес и климат, а именно: засуха на Тайване и снегопады в Техасе. Прогнозируемый уже несколько лет дефицит кремния и случившиеся в этом году техногенные катастрофы, например на производственной площадке в Японии, на этом фоне уже не кажутся чем-то особенным. Если вернуться к вопросу о перспективах рынка, то в третьем-четвертом квартале следующего года ситуация скорее всего только начнет выправляться. К тому времени должны заработать новые производственные мощности в Японии и Южной Корея. Евросоюз и США заявили о планах по переносу части фабрик на свою территорию. Кроме того, мы ожидаем, что благодаря локализации в России производства некоторых иностранных вендоров предложение также увеличится.

Какие ИТ-тренды 2021 года вы считаете наиболее показательными для ближайшего будущего?

Александр Сысоев: Клиенты начинают смотреть на новые технологии с точки зрения решения конкретных бизнес-задач. Например, все больше заказчиков стремится к типизации ИТ-инфраструктуры, когда один и тот же стек может быть использован в разных сценариях. Заметную роль здесь играет переход к частным облакам и контейнерной виртуализации. Внутренние ИТ-департаменты предпочитают не покупать отдельные вычислительные мощности для разработки и производства каждого продукта, а по необходимости брать виртуальные ресурсы из частного облака всей компании. В итоге только эта часть виртуальных ресурсов и ложится в стоимость будущего продукта. И, конечно, все стремятся к максимальной автоматизации процессов, позволяющей рядовым сотрудникам запрашивать и получать вычислительные ресурсы без участия внутренних ИТ-специалистов, которых можно задействовать для реализации новых инициатив. Их примером может служить применение искусственного интеллекта для оптимизации и грамотного управления продуктом. В банках подобные умные программные решения используют для персонализации продуктов и услуг под конкретного клиента или повышения лояльности пользователей. Они дают возможность предлагать им дополнительные услуги, моделируя на базе ИИ финансовые риски и стратегии работы с ними.

CNews: Насколько возможности автоматизации зависят от сферы деятельности внедряющей ее компании?

Александр Сысоев: Меня поразило, как организованы производственные процессы с помощью автоматизации у одного крупного российского производителя мяса. Технологи этой компании используют специальную программную платформу и почти без участия человеческого труда следят за ростом птицы, выдают корм, включают и выключают свет, и так далее. Если даже агропромышленный комплекс может настолько автоматизироваться, про остальных нечего и говорить. Совсем без людей мы, наверное, не сможем, но автоматизация — один из ключевых элементов цифровой трансформации. Она оптимизирует любой производственный цикл.

CNews: Существуют ли бизнес-процессы, которые в принципе нельзя улучшить при помощи цифровизации?

Александр Сысоев: Даже простое техническое перевооружение и ИТ-модернизация помогает сократить эксплуатационные затраты и повышает надежность инфраструктуры. С годами стоимость сервисной поддержки старого «железа» растет, появляется риск не найти запчасти, увеличивается вероятность отказа. В то же время с каждым поколением вычислительная мощность оборудования удваивается, что как минимум позволяет экономить электроэнергию и пространство в стойке за счет сокращения количества серверов без потери их производительности.

Переход на новые системы меняет сам бизнес-процесс заказчика, независимо от конкретной отрасли. Разумеется, определенная специфика есть. Но мы работаем с банками, страховыми компаниями, агропромышленным комплексом, госучреждениями, энергетической отраслью и видим везде, как современные технологии дают возможность оптимизировать инфраструктуру, быстрее получать, обрабатывать и эффективнее распоряжаться той или иной информацией. Особенно ярко заметно это там, где аппаратная составляющая является частью большого комплексного решения.

CNews: Что вы можете предложить в части импортозамещения?

Александр Сысоев: Мы уже несколько лет планомерно наращиваем стек решений от российских производителей в своем портфеле. Государство все сильнее регулирует рынок и продвигает отечественные разработки. У многих заказчиков появляются KPI, в которых четко прописано, сколько иностранного и сколько российского оборудования и программного обеспечения они могут и должны закупать. Специалисты «Крок» готовы подобрать варианты под любые исходные требования.

CNews: В перечне ваших решений на официальном сайте значится «финансовые услуги». Расскажите подробнее, как это работает.

Александр Сысоев: Цены на оборудование растут опережающими темпами, а бюджетирование у многих заказчиков, особенно в России, имеет свой обязательный и довольно длительный цикл. Условно говоря, компания запланировала закупку в третьем квартале одного года, а приступила к ней во втором квартале следующего. Такой большой временной разрыв порой оборачивается существенным расхождением в стоимости. Как интегратор «Крок» помогает клиентам реализовать свои проекты, в том числе с помощью банков-партнеров, по лизинговой схеме, позволяющей компаниям получать нужное им дорогостоящее оборудование сразу.

Александр Сысоев, руководитель направления вычислительной инфраструктуры «Крок»

Развивает бизнес направления вычислительной инфраструктуры, отвечает за увеличение продаж, систематизацию портфеля решений, расширение компетенций, линейки продуктов и услуг направления, повышение эффективности его работы.

Александр работает в «Крок» с 2010 года. Стартовал с позиции «младший инженер» группы полевых и сменных инженеров департамента вычислительных систем. Прошел карьерный путь до менеджера проектов, затем директора по продвижению решений департамента вычислительных систем. Управлял полным циклом сложных проектов по построению вычислительной (хранилища, серверы, SAN, мониторинг систем, виртуальные рабочие столы), сетевой и инженерной (охлаждение, электроснабжение, АСУ, системы физической безопасности и т.д.) инфраструктуры, а также систем информационной безопасности крупнейших заказчиков ИТ-рынка.

Направление вычислительных систем — одно из старейших в «Крок». Профиль деятельности связан с предоставлением решений на базе вычислительного оборудования как иностранных, так и российских вендоров. Это весь стек серверного оборудования, системы хранения данных, аппаратные комплексы резервного копирования, а также технологический консалтинг (разработка проектной документации, аудит текущей ИТ-инфраструктуры, планы резервного копирования и аварийного восстановления) и продуктовые решения: частные облака, включая контейнерную виртуализацию, суперкомпьютерные системы, инфраструктура для Big Data и озер данных.