Владимир Рахтеенко:
ИТ просто обязаны поддерживать развитие бизнеса,
а в идеале — опережать его
В условиях стремительно растущей сложности бизнеса и ИТ-ландшафта крупных компаний ИТ-подразделения становятся ключевыми держателями контекста системного проектирования и управления архитектурой предприятия. О необходимости стратегического партнерства между ИТ и бизнесом и о том, что будет происходить на рынке сложных ИТ-услуг в ближайшие годы, CNews рассказал Владимир Рахтеенко, генеральный директор группы компаний CUSTIS.
CNews: Каковы результаты работы CUSTIS в 2014 году? Довольны ли вы темпами роста бизнеса?
Владимир Рахтеенко: За последние несколько лет мы доказали себе и своим партнерам, что можем оперативно наращивать масштаб и объем выполняемых проектов без снижения качества услуги. Ежегодный прирост оборота компании уже несколько лет подряд составляет более 10%, и 2014 год не стал исключением. Численность персонала за последние три года увеличилась на 40%. Однако мы не считаем правильным измерять успех только этими цифрами, перед нами не стоит задача экстенсивного роста. Главная цель — соответствие уровня нашей услуги амбициозным планам и масштабу замысла наших клиентов, лидеров своих рынков. Поэтому мы в первую очередь работаем над качеством нашей услуги и укреплением отношений с заказчиками, а финансовые показатели лишь подтверждают, что мы движемся в верном направлении.
CNews: Какие наиболее интересные проекты последних лет вы бы отметили?
Владимир Рахтеенко: Специфика нашей услуги в том, что мы работаем в важнейших для заказчика областях его бизнеса. Компания реализует флагманские ИТ-проекты, которые обеспечивают конкурентные преимущества наших клиентов и дают им возможности для дальнейшего развития бизнеса. Поэтому мы далеко не всегда можем раскрывать информацию о конкретных проектах, во всяком случае, в первое время после запуска.
Нам, как профессионалам, интереснее всего заниматься творческой инженерной деятельностью, решать сложные проектировочные задачи. При этом качество проектирования обеспечивается во многом уже тем, что мы сами несем ответственность за реализацию и эксплуатацию спроектированной информационной системы. Об уровне сложности наших проектов могут сказать несколько примеров. В 2008 году с нашим участием был разработан и выведен на рынок ряд антикризисных финансовых инструментов Банка России, причем сделано это было буквально за считанные недели в острой фазе финансового кризиса. Совместно с нами разработана, внедрена и сейчас успешно эксплуатируется «Главная бухгалтерская книга» Газпромбанка, третьего по величине банка страны. Немало проектов мы реализовали с партнерами из торговой сети «Спортмастер», которая входит в топ-10 крупнейших спортивных ритейлеров мира. К слову, со всеми нашими клиентами мы работаем уже много лет: с Банком России — с 1997, со «Спортмастером» — с 2002, с Газпромбанком — с 2008 года.
CNews: Не могли бы вы подробнее рассказать об услуге компании, в чем ее специфика?
Владимир Рахтеенко: Наша услуга заключается в проектировании, разработке и развитии масштабных информационных систем с учетом их полного жизненного цикла для лидеров рынка и компаний, стремящихся ими стать. Мы не навязываем клиенту готовые решения и не конкурируем с ним за управление его бизнесом. Мы знаем, что такое партнерские отношения и что они способны дать обеим сторонам сотрудничества. Поэтому наша компания готова стать для клиента выделенным инжиниринговым центром и заниматься совместным проектированием развития его бизнеса, предоставляя нашу проектную и отраслевую экспертизу. В этих проектах клиент всегда может получить доступ к архитекторам и концептуалистам, которые ориентированы на работу с его бизнес-задачами. Если сравнивать эту услугу с работой интеграторов, то представьте, что люди, которые писали многотиражную ERP-систему, например SAP, сами пришли на внедрение и готовы доработать свой продукт под вас.
Владимир Рахтеенко: Мы проблемно-ориентированная компания,
и кризис для нас — время активной работы
Мы хорошо представляем специфику управления программами проектов на разных этапах жизненного цикла — от обсуждения бизнес-замысла до передачи ИТ-системы в эксплуатацию — и делаем возможным соблюдение баланса развития и функционирования, необходимое для любой развивающейся системы. Работая от бизнес-замысла до эксплуатации и отвечая за развитие информационной системы заказчика на полном жизненном цикле, мы помогаем ему оставаться успешным в новых, быстро меняющихся условиях.
CNews: Вернемся к текущей рыночной ситуации. Какими, по вашему мнению, будут последствия кризиса, чего следует ожидать?
Владимир Рахтеенко: Этот кризис не пройдет быстро. Он имеет структурный, затяжной характер, для его развития было больше фундаментальных, чем конъюнктурных причин. Тем печальнее будут последствия распространенной сейчас «механической» оптимизации бюджетов, в том числе на ИТ. Безусловно, в любой системе можно выявить до 10% неэффективно используемых ресурсов, от которых можно более или менее безболезненно отказаться. Однако если речь идет о 20–30%-м сокращении бюджетов, то здесь явно пострадает что-то существенное, важное.
CNews: И что бы вы посоветовали руководителям бизнеса?
Владимир Рахтеенко: К сожалению, не многие ИТ-подразделения понимают свою роль в конкретной компании, а ведь сегодня ИТ просто обязаны поддерживать развитие бизнеса, а в идеале — опережать его. На мой взгляд, огромным резервом для повышения эффективности ИТ-подразделений является выстраивание партнерства между бизнесом и ИТ внутри компаний. Там, где ИТ-департаменты являются равноправными компаньонами бизнеса, ИТ становятся ключевым инструментом развития и повышения конкурентоспособности, а не дорогостоящей головной болью. Для нас это тоже показатель: если внутри компании-заказчика нет партнерских отношений между ИТ и бизнесом, то нам с ним не по пути — мы просто не сможем гарантировать соответствие проектируемых систем бизнес-замыслу и отвечать за результат нашей работы.
Но я верю, что будущее за честными ИТ, которые работают с бизнесом в режиме стратегического партнерства. Среди ИТ-подрядчиков же будет побеждать тот, кто сможет забирать на себя максимум проблем клиента, научится эффективно с ними справляться и оставит заказчику удобные инструменты для контроля над ситуацией. А это возможно только при открытых, равноправных партнерских отношениях, которые базируются на взаимном понимании ценностей и устремлений и искреннем желании обогащать друг друга в совместной деятельности и развитии.
CNews: Чувствуете ли вы на себе снижение рыночной активности? Затраты на какие проекты клиенты сокращают в первую очередь?
Владимир Рахтеенко: Мы проблемно-ориентированная компания, и кризис для нас — время активной работы. Ведь то, что казалось неприоритетным и долгое время могло откладываться как сложное и ресурсозатратное, сегодня, в кризис, стало критически важным. Многим компаниям становится ясно, что косметическим ремонтом уже не обойтись. Особенно это касается тех отраслей, которые оказались под наибольшим давлением макроэкономической ситуации, для них эффективность сегодня — не просто фигура речи, а вопрос дальнейшего развития.
Кроме того, мы работаем с отраслевыми лидерами, которые не могут позволить себе остановиться в развитии, поэтому по нашим проектам мы не чувствуем снижения объемов активности. Какие-то работы естественным образом подходят к концу, переходят на стадию эксплуатации, но появилось много новых тем для проработки.
CNews: Как ваша компания отвечает на текущие вызовы? Каковы ваши планы на ближайший год?
Владимир Рахтеенко: Занимаясь проектированием и разработкой систем, обеспечивающих развитие бизнеса клиента, мы обязаны постоянно развиваться сами. Сегодня мы вкладываем в развитие компании до 20% выручки, а в процессы по усовершенствованию услуги вовлечено до 40% сотрудников. Мы постоянно наращиваем наши ключевые компетенции в области системной инженерии и социотехнического проектирования, вкладываемся в технологизацию процессов, развитие экспертизы и отношений с клиентами. Через год-два наши клиенты получат услугу качественно нового уровня, и именно над этим мы сейчас активно работаем.