Внедрение DCIM – первый шаг к контролю ИТ-инфраструктуры
«Облака» стали притчей во языцех: все о них говорят, некоторые их используют, но немногие в них действительно разбираются. Общепризнано, что использование облачных вычислений и сервисов повышает эффективность бизнеса. Но мало кто задумывается о том, как повысить эффективность самих «облаков». А сделать это не так сложно: надо всего лишь «спуститься с небес на землю», т.е. контролировать ИТ-инфраструктуру. Соответствующие инструменты на рынке уже есть.
Разница в подходах
ИТ-инфраструктура крупного предприятия – сложный «организм», состоящий из множества компонентов. Как охватить их все, особенно если компания территориально распределенная? Обычно внедряются частные решения для контроля отдельных систем: СКС, серверов, дата-центров, приложений и т.д. Как правило, эти решения никак между собой не связаны. «Продвинутыми» можно считать крупных телеком-операторов, которые научились сопоставлять производительность услуг и базовой опорной сети. В других отраслях даже о таком очевидном обобщении, увы, речи не идет.
Есть и другая крайность: компании идут «сверху» – увлекаются оптимизацией бизнес-процессов (BPM) и забывают о «низе», который их обеспечивает. За примерами далеко ходить не надо: CIO одного крупнейшего российского заказчика на различных мероприятиях гордо рассказывает, что компания использует самый крутой и «модный» софт, представленный на рынке. При этом стоит задать несколько вопросов, чтобы убедиться: под строгим контролем находится ИТ-ландшафт только центрального офиса. Картина же всей сети представительств и дочерних организаций – число площадок, стоек, серверов, виртуальных машин, потребление электроэнергии и т.д. – достаточно туманна.
По мнению Алексея Карпинского, заместителя генерального директора компании iCore, нужно стремиться к «золотой середине», а именно управлять всеми компонентами в отдельности, но с учетом взаимосвязей между ними, и видеть ИТ-инфраструктуру в целом. Подход очевиден, но как его реализовать?
Есть такое решение
Многие вендоры стараются подходить к решению задачи комплексно. К их числу можно отнести одного из пионеров индустрии – CA Technologies, которая последние несколько лет активно воплощает в жизнь концепцию Infrastructure Management. В ее рамках компания предлагает внушительный стек продуктов для мониторинга и контроля всех аспектов информационной инфраструктуры – от кабельных соединений до бизнес-критичных приложений. Все решения линейки тесно интегрированы как между собой, так и с ITSM-системой CA Service Desk Manager. Кроме того, продукты являются чисто программными и могут работать практически с любым оборудованием.
ИТ-экосистема нового поколения
В контексте разговора про «облака» имеет смысл остановиться на решении для управления инфраструктурой дата-центра – CA Datacenter Infrastructure Management (DCIM). Этот продукт является базовым для контроля ИТ-ландшафта, и именно с него логично начинать создание комплексной системы мониторинга.
Возможности и достоинства CA DCIM
Хотя DCIM – еще более молодая тема, чем «облака» (о ней заговорили всего года три назад), решений этого класса на рынке достаточно много. Алексей Карпинский отмечает, что большинство из них имеют весьма ограниченный функционал, немногим превосходящий возможности SCADA или BMS-систем, используемых для управления инженерной инфраструктурой ЦОДов.
«Продукт CA является «честным» DCIM, т.е. позволяет контролировать не только системы электроснабжения и кондиционирования, но и ИТ-компоненты (серверы, стойки, каналы передачи данных), и соответствующие сервисы. В частности, благодаря интеграции с решениями VMware можно управлять виртуальными машинами, а значит, и загрузкой серверов. Т.е., отслеживать состояние всей инфраструктуры ЦОДа, начиная с самого низкого уровня в виде инженерных систем и заканчивая более высоким уровнем в виде текущего местоположения конкретной виртуальной машины на конкретном физическом сервере, что зачастую является не тривиальной задачей», – говорит County manager CA Technologies в России и СНГ Владислава Васильева.
CA DCIM «понимает» основные протоколы передачи «полевых» данных (SNMP, BacNet, ModBus и др.), поэтому может служить надстройкой над BMS/ SCADA-системой, а иногда даже заменять ее.
Еще одна важная особенность решения – широкие возможности визуализации. DCIM создает не только объемную схему машинного зала со всем оборудованием и кабельными системами, но и 3D-карту температуры. Это позволяет выбирать оптимальное (с точки зрения электроснабжения и кондиционирования) место для установки нового сервера или стойки.
Схема машинного зала, созданная DCIM
Масштаб решения не ограничен: с его помощью можно управлять как одним ЦОДом, так и территориально распределенной сетью ИТ-площадок. Это проверено на практике: CA DCIM использует для мониторинга и контроля своих дата-центров Facebook, который наравне с Google считается гуру в смысле эффективности ИТ-инфраструктуры.
К вопросу о комплексном подходе
Справедливости ради нужно отметить, что как бы ни был хорош инструмент, он не может решить абсолютно все проблемы (если это не волшебная палочка, конечно). Ведь эффективность определяют не только технические аспекты, но и организационные.
Для эффективной работы системы требуются грамотные специалисты как на стороне службы эксплуатации заказчика, так и на стороне интегратора. «Именно наличие партнера с глубокой специализацией в области мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой, как компания iCore, обеспечивает дополнительное преимущество нашему продукту перед аналогичными системами, – говорит Владислава Васильева. – Стоит отметить, что в скором времени будет завершено первое внедрение в России системы CA DCIM у заказчика финансового сектора. Но об этом уже в следующем году. А сегодня позвольте пожелать всем финансовой стабильности в грядущем 2015 году».
На правах рекламы
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a4057