CNews Cloud: Облачные сервисы
Статья

Топ-5 облачных вендоров: стратегии расходятся

Интернет Бизнес Цифровизация SMB Облака Бизнес-приложения Веб-сервисы Интернет-ПО Маркет

Сегодня практически каждая крупная ИТ-компания имеет свою стратегию в сфере облачных вычислений, причем, видение каждого поставщика немного отличается от конкурентов. Это обусловлено разницей в существующих бизнес-моделях, необходимостью "подтягивать к облакам" продукты, разрабатывавшиеся десятилетиями, а также личными взглядами ключевого руководства компаний. В настоящей статье рассмотрены облачные стратегии пионера в этой области – Amazon.com, а также ИТ-гигантов Cisco, Google, IBM и Microsoft.

Если IBM увеличивает традиционную трехслойную модель облачных сервисов, прибавляя сверху слой BPaaS, то Cisco добавляет лишний слой в самом низу, называя его "ИТ-основанием" (IT Foundation). К этому слою относятся "базовые компоненты для проектирования и внедрения вышестоящих слоев", которые Cisco разрабатывает вместе со своими партнерами или, говоря более простым языком, традиционные предложения Cisco в области сетевой инфраструктуры, которые вполне востребованы и при построении облачных решений.

Google

Имея богатый опыт разработки чрезвычайно популярных интернет-сервисов, способных обслуживать сотни миллионов пользователей со всей планеты, Google выстраивает свою облачную стратегию именно на базе этого опыта. Соответственно, облачные предложения компании сегодня представлены, с одной стороны, SaaS-решениями (Google Apps), с другой – PaaS-сервисом, который позволяет разработчикам создавать масштабируемые интернет-приложения (Google App Engine).

В рамках своей SaaS-стратегии Google не планирует полностью заполнить своими разработками весь спектр возможных SaaS-приложений. Вместо этого Google выбрала путь, который по сути повторяет подходы Microsoft при разработке ПО для настольных систем: наиболее массовые, нагруженные функциональностью и ресурсоемкие приложения создаются самой Google, в то время как различное специализированное нишевое ПО создается сторонними компаниями. В этом смысле, Google Apps для Google – это то же, что Office для Microsoft. Однако у Google по-прежнему нет своей Windows, и последние несколько лет компания сосредоточена на решении именно этой задачи.

Для каждого из крупнейших игроков "облака" – это и вызовы, и возможности

КомпанияВызовВозможности
AmazonДо запуска Amazon Web Services наличие избыточных мощностей, предназначенных для поддержки собственного онлайнового бизнеса, требовало дополнительных "непрофильных" расходов.Большое число потенциальных клиентов, покупающих собственные серверы, но не имеющих возможности использовать их на полную силу.
CiscoПоставщики решений для приватных облаков создают конкурентную угрозу традиционному бизнесу компании по продаже оборудования и ПО для сетевой инфраструктуры.Наличие клиентской базы и портфеля зрелых продуктов позволяет компании стать серьезным поставщиком облачной инфраструктуры с относительно небольшими затратами.
GoogleТрадиционные ПК ограничивают возможности Google по продвижению своих сервисов.Популярность сервисов Google создает хорошие перспективы для создания единой SaaS-платформы от Google как для компьютеров, так и для мобильных устройств.
IBMТрадиционные предложения IBM в области ПО в большей степени ориентированы на ПК, нежели на облачные вычисления.Имеющиеся аппаратные технологии IBM позволяют создавать мощные решения для развертывания приватных облаков.
MicrosoftУгроза утратить рыночные позиции при переходе от ПК к облачным вычислениям.Большая клиентская база и верное сообщество разработчиков обеспечивают сильные конкуретные позиции.

Источник: CNews Analytics, 2011

В этом Google уже удалось добиться определенных успехов. В едином каталоге SaaS-приложений Google Apps Marketplace уже можно найти массу приложений от независимых разработчиков, использующих единые средства аутентификации Google. У Google также есть собственный браузер Chrome, который является ключевым компонентом мобильной операционной системы Android и операционной системы для нетбуков Chrome OS. Последняя, хотя и построена на базе Linux, ориентирована не на запуск традиционных Linux-приложений, а на выполнение программ непосредственно из веб-браузера – в первую очередь, из числа приложений Google Apps и приложений, размещенных партнерами Google в Apps Marketplace.

Львиную долю дохода Google обеспечивает онлайн-реклама. Поэтому компания прежде всего заинтересована в росте популярности своих сервисов, и лишь во вторую очередь – в предоставлении своих мощностей в аренду по модели AWS. По этой же причине Google не сильно возражает против частных облаков: заинтересованные компании могут приобрести сервер с предустановленным ПО Google Search Appliance, который сегодня позволяет не только вести поиск по информации из корпоративного интранета, но и интегрировать в едином интерфейсе SaaS-приложения от Google и сторонних поставщиков.

IBM

IBM – это компания, обладающая традиционно сильными позициями на рынке высокопроизводительных серверных систем, приложений среднего слоя (middleware) и на рынке консалтинговых услуг, связанных с внедрением сложных ИТ-систем. Вместе с тем, компания имеет свои интересы в сегментах офисного ПО (приложения Lotus) и средств разработки, выступая в качестве основателя и главнейшего спонсора проекта по разработке ПО с открытым кодом Eclipse.

Соответственно, облачные вычисления для IBM – это возможность увеличить продажи своего серверного оборудования в связке с инфраструктурным ПО, необходимым для создания облачной инфраструктуры (семейства продуктов Tivoli, WebSphere и др.). IBM пока не проявляет особой активности в освоении бизнес-модели, связанной со сдачей вычислительных мощностей в аренду, предпочитая зарабатывать деньги на продуктах и услугах, связанных с разворачиванием приватных облаков.