Среднему и малому бизнесу придется уйти в облака
Сектор СМБ в последние годы является одним из ключевых потребителей ИТ-услуг в мире. Небольшой масштаб производства, преимущественно гибкая хозяйственная политика и ориентация на повышение эффективности операционной деятельности позволили этим компаниям легче преодолеть кризисные периоды экономики. Вместе с тем ИТ-запросы СМБ сегодня находятся в фокусе внимания разных вендоров программного обеспечения, не последнее место среди которых играют провайдеры облачных сервисов. Насколько востребованы сегодня и будут ли востребованы завтра облака в СМБ?
В условиях нестабильной экономической ситуации бизнес стремится сохранить и поддержать существующие обороты производства, при этом планируя минимально возможные расходы на собственную ИТ-инфраструктуру, которая в той или иной мере обеспечивает его деятельности. Чтобы произвести такие сокращения не деструктивно, с возможностью возврата на предыдущие уровни или даже расширения в посткризисный период сейчас актуально использовать облачные вычисления за счет виртуализации серверных решений и перехода на программное обеспечение, распространяемое по SaaS-модели (подписка). В результате этого аналитики уверены в росте облачных вычислений в ближайшие 10 лет, которые будут обеспечивать бизнес всеми необходимыми ИТ-услугами, становясь главным приоритетом в ИТ. По подсчетам экспертов, примерно треть всех затрат на ИТ будет приходиться на приложения, предоставляемые из дата-центров сервис-провайдеров. Это существенное изменение в модели оказания и потребления ИТ-услуг, сопоставимое с тем, чем стал для частных пользователей интернет. С позиции бизнеса облака делают ненужным создание (частично или полностью) и поддержку собственной ИТ-инфраструктуры.
Перспективы облаков заманчивы...
Согласно опубликованному ежегодному отчету о проникновении облачных технологий в СМБ-секторе SMB Cloud Adoption Study 2011, который провела Microsoft при поддержке Edge Stategies в декабре 2010 года, использование облаков станет одним из главных трендов развития ИТ в этом секторе в ближайшие 3 года. 39% компаний собираются подключить или перейти, как минимум, на один из SaaS-сервисов в течение трех лет (сейчас таких 29%). Кроме того, количество таких решений в большинстве стран мира должно практически удвоиться за тот же период времени. Однако миграция в облака будет идти постепенно и последовательно, а не стремительно и аврально – некоторое время СМБ-компании будут использовать гибридную модель из традиционных и облачных ИТ-решений. Согласно отчету, провайдеры облаков будут получать основную прибыль от сервисов совместной работы (сюда также относят облачные PBX-сервисы), хранения и резервирования данных, а также предоставления услуг корпоративной электронной почты. ИТ-специалисты также уверены, что в облако сейчас можно перевести любую виртуализируемую систему, которая не является сильно критичной по важности для ведения бизнеса (ровно в той мере, насколько компании доверяют SLA), например, service desk-решения, корпоративные порталы, иными словами, любую систему, требующую дополнительной инфраструктуры или обслуживания, тестовые приложения и приложения, SLA которых относительно "спокойные", в то время как системы оперативного учета и все системы, простой которых критичен для бизнеса компаний, не переводятся. Тем не менее, все равно компании-заказчики обращают внимание на надежность провайдеров, поэтому репутация провайдера и возможность получения технической поддержки в том же регионе работы, являются основополагающими факторами для выбора "облака". Об этом сообщают 82% респондентов из 3258 компаний (численность сотрудников до 250 человек), находящихся в 16 странах мира.
Однако подобные оценки представляются достаточно оптимистичными и скорее отражают картину развития ИТ-рынка для СМБ только в некоторых странах, где облака начали использоваться повсеместно крупным бизнесом и госорганами (США, Великобритания). Российский рынок облачных вычислений находится пока в начальной стадии формирования, но по прогнозам специалистов, отечественный бизнес в перспективе ближайшего десятилетия также может полностью перейти на потребление ИТ из облака". По оценкам компании Parallels, отраженных в Parallels SMB Cloud Insights (в опросе участвовало 500 компаний, из которых 80% - это организации, в которых заняты менее 100 человек), объем американского рынка облачных сервисов для СМБ-компаний в мире сегодня (апрель 2011 года) составляет порядка 21 млрд долларов. Из них сами по себе сервисы для американских компаний численностью до 1000 сотрудников формируют рынок объемом 9 млрд долларов, из которых расходы на облачную инфраструктуру для их работы составляет 4,9 млрд долларов. Аналитики Parallels считают, что за последние 10 лет требования СМБ к ИТ в основном остались прежними: все, что сегодня нужно малым предприятиям – это не инфраструктура, а использование определенных приложений (корпоративная почта, обмен сообщениями, безопасность, бухгалтерские программы, CRM, корпоративные порталы), поэтому СМБ определенно не будет покупать серверную инфраструктуру, вследствие чего большинство их приложений будет размещено в облаках.
Среди возможных сдерживающих факторов развития рынка называется определенная путаница в терминологии и возможностях облаков для бизнеса, что искусственно ограничивает сферу их применения. "Про выгоду хостинга по сравнению с собственным решением много сказано и написано, но пока самое печальное то, что многие компании даже не доходят до сравнения стоимости владения такими решениями. Многие не видят необходимости в использовании современных ИТ-решений, видят в этом излишние затраты даже в случае модели хостинга, - объясняет Алексей Бахтияров, генеральный директор Infobox. - Любая компания теряет деньги, а не экономит, не используя современных средств коммуникаций, не имея корпоративного портала, ведя клиентскую базу в Excel-файлах. SaaS-решения дают возможности для любой компании вырваться на фоне конкурентов за счет внедрения в компании новых бизнес-инструментов, которые реально оптимизируют ее деятельность".
Тем не менее, пробные проекты показывают, что поставщики таких услуг и потребители знают друг о друге и рыночное соотношение спроса и предложения может быть достигнуто в ближайшие 2-3 года. Это может произойти за счет стремления компаний усилить свою конкурентоспособность на развитых рынках за счет сокращения расходов и концентрации на собственных бизнес-процессах, а не на проблемах, например, очередной модернизации АО/ПО. Основные контраргументы против облачных технологий заключаются в том, что компании СМБ-сектора не понимают всех преимуществ таких ИТ-сервисов и боятся возможных проблем с защитой хранящихся на удаленных серверах данных. Так, в отчете компании Vitacore Systems отсутствие понимания очевидных выгод перевода традиционной ИТ-инфраструктуры в облаков для СМБ-сектора не приведет к росту использования таких сервисов.
Однако за счет продвижения инфраструктурных решений крупными игроками рынка СМБ-компании начали переосмысливать свои ИТ-стратегии, в том числе, направленные на оптимизацию издержек, в сторону перехода на облака. Это подтверждают оценки облачного провайдера Spiceworks, согласно которым примерно одна из трех СМБ-организаций уже использует SaaS-решения, а сама доля их распространенности в этом сегменте достигла 42%. При этом эти компании перемещают в облака хранилища данных, снижая использование собственных серверных решений. Согласно данным упомянутого исследования Microsoft, компании через три года будут подключены в среднем к 3.3 сервисам, в то время как сейчас они используют меньше 2. В компаниях, где занято от 51 до 250 сотрудников, уровень проникновения облаков будет выше – там, по данным отчета, 56% респондентов согласны платить за подобные услуги в большем объеме, что сопоставимо с пропорцией в среднем подключения 3.7 сервисов к одной фирме.
От кого зависит рост облачного бизнеса
Популярность облачных вычислений во многом зависит от активности не только провайдеров, но и маркетинга реселлеров и технических специалистов в системных интеграторах. По оценкам экспертов, именно активность VAR (реселлеров, предоставляющих дополнительные услуги, например, сопровождение и внедрение ПО, консультации, техническую поддержку.) и интеграторов в качестве предоставления экспертизы по продаже и внедрению облачных технологий позволит достичь успешных продаж в СМБ-секторе. Сами же облачные провайдеры в большинстве своем не смогут быстро перестроиться в условиях изменившегося рынка под продажи продуктов в более мелкие компании, считая их платежеспособность недостаточной для внимания и не акцентируя в своем портфолио соответствующие решения.
В итоге на рынке облачных ИТ-сервисов будет происходить развитие сразу двух тенденций – выбора решений, позволяющих организации инвестировать в рост своего бизнеса (облачных платформ, которые могут быть быстро расширены под потребности рынка и при этом данные проекты не будут сильно отражаться на бюджете компании) и выбора решений, позволяющих экономить в тех же масштабах, параллельно обеспечивая рост эффективности производства. На вопрос: "Пойдут ли СМБ в облака?" ответа пока нет из-за незрелости самого рынка. Тем не менее, очевидно, что у вендоров уже есть интересные возможности для СМБ, есть существенные вложения от вендоров в развитие собственных продуктов, но при этом есть и непонимание и настороженность пользователей. Успех в такой ситуации будет зависеть от того, смогут ли провайдеры услуг сделать облако решением для бизнес-проблем, а не только ИТ-задач, и от того, смогут ли они найти и заинтересовать партнеров и реселлеров, которые донесут это до бизнес-аудитории.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2634