Рынок SaaS: "коробки" вымрут, чтобы возродиться в "облаках"?
Давно ожидаемое появление на рынке SaaS-сервисов по предоставлению корпоративного ПО означает, что малые предприятия наконец смогут забыть про серверы и системных администраторов, получив из "облака" то, в чем они нуждаются. О том, станет ли миграция в облака массовой и насколько она затронет СМБ, говорили эксперты на конференции "Рынок SaaS: перспективы развития", организованной CNews Conferences и CNews Analytics.
В том или ином виде SaaS использует каждая третья компания, в то же время самый популярный по факту сервис электронной почты существенно задавлен поисковыми и прочими провайдерами и ощутимой монетизации, видимо, не подлежит. Российский рынок SaaS стремительно растет, увеличиваясь в разы. Однако абсолютный объем этого сектора по-прежнему находится в пределах погрешности, составляя около 1% от российского рынка ИТ.
Концептуальные преимущества SaaS-модели достаточно хорошо известны, потенциальные недостатки и сдерживающие развитие факторы – тоже. На чем же ставить акцент провайдерам SaaS: на описании технологий или на структуре ценообразования? К кому адресовать маркетинговое предложение: к ИТ-специалистам или руководителям бизнеса? И какого – среднего или крупного?
Пока аналитики размышляют над этими вопросами, сами провайдеры постепенно выводят на рынок все новые сервисы, причем особое внимание обращают на себя те из них, которые предлагают в облачном формате программные продукты, имеющие уже сформированную и понятную потребителям ценность. Начнет ли коробочное ПО вымирать на ПК и локальных серверах, чтобы возродиться в своей облачной ипостаси – покажет время.
Определенное преимущество на изменяющемся рынке ПО получат ИТ-компании, способные трансформироваться и развиваться, готовые пойти за потребностями клиентов, работающих в конкретных отраслях, о чем также немало говорилось на конференции.
SaaS специально для вас
Microsoft инвестировала 2 млрд долл. в "облака" и теперь, при помощи 12 тыс. партнеров по всему миру, предлагает сервисы на базе своих дата-центров (их более 100). Около 10 тыс. коммерческих клиентов и 500 госзаказчиков уже приобрели облачные лицензии вендора, причем реализация услуг хостинга в 4 раза опережает их продажи крупному бизнесу, а продажа SPLA-лицензий для субпровайдеров растет в 3 раза быстрее реализации коробочного ПО и корпоративного лицензирования.
Магистральная дорога в "облака", по мнению руководителя направления маркетинга облачных технологий российского представительства Microsoft Юрия Ларина, проходит от традиционного ЦОД - через виртуализованный - к частному "облаку". "Частное "облако" позволяет размышлять и действовать уже не на уровне виртуальных машин, а на уровне приложений и, при необходимости, использовать ресурсы публичного "облака". При этом оно не противопоставляется остальным способам распространения лицензионного ПО. "Не для всех, может быть, переход от капитальных затрат к операционным актуален", – предположил спикер и описал различные сценарии "мягкой" поэтапной миграции, управляемой клиентом, предусматривающие сохранение отработанных технологий с накопленными в компании компетенциями и "мирное сосуществование" локальных и облачных версий ПО на примере MS Exchange и других решений.
"Active Directory позволяет в создать облачный сервис единого входа (single sign-on). Ожидаемый System Center 2012 покажет на единой панели управления все приложения, которые запущены как в частном, так и в публичном "облаке", что поможет ИТ-персоналу ЦОД общаться с бизнес-потребителями на одном языке. Все то же самое, что делалось, например, на .Net и Visual Studio, будет работать и в "облаке", а технология Hyper-V дает возможность легкого переноса приложений (из числа тех, которые сейчас работают в "традиционном" (невируализованном) ЦОД в публичное "облако" с ОС Windows Azure", - развил тему миграции приложений г-н Ларин.
Microsoft уже подписал с "Ростелекомом" соглашение о намерениях. Это сотрудничество, в частности, должно облегчить вывод облачных сервисов на рынок госпредприятий. Как сказал г-н Ларин, "многие заказчики говорят, что ждут предложения услуг именно от РТК как от назначенного государством провайдера, национального облачного оператора".
"Офис 365" – иметь, не владея
Web Apps (Word, Exel, PowerPoint, Outlook и пр.) - облачные варианты знакомых по стандартным офисным пакетам от Microsoft. Они, вместе с защитой от спама и антивирусом, входят в состав SaaS-пакета из публичного "облака" Microsoft Office 365 и дополнены онлайн-версиями Exchange, Lync и др. Месячная подписка на Office 365 доступна каждому, шкала цен начинается с нескольких сотен рублей за пользователя. "Офис 365 - это стандартно и дешево. Там есть определенные возможности для кастомизации, но если нужны дополнительные функции, большая гибкость по настройкам и оплате, то мы призываем вас работать с хостинг-провайдером", – подчеркнул г-н Ларин, передавая слово представителю такой компании – "Вымпелкома".
Начальник отдела развития продуктов и услуг департамента маркетинга "Вымпелкома" Тимофей Толпежников рассказал о сервисах из уже зарекомендовавшего себя пакета "Билайн Бизнес", вместе с которым можно теперь приобрести и MS Office 365, подчеркнув при этом, что стандартные SaaS-сервисы рассчитаны, в первую очередь, на СМБ.
"Миграционный процесс для крупных компании, где уже есть инфраструктура, которой привыкли пользоваться, - это отдельная история. Со следующего года мы планируем добавить возможность выбора и приобретения на нашем портале ПО, увеличить список SaaS- и IaaS-предложений. Сдерживающим фактором сегодня является необходимость заключения бумажных договоров, опасения пользователей - за качество SaaS и некоторых ИТ-подразделений - за свой бюджет, – поделился опытом г-н Толпежников. – Последняя иллюзия, что данные находятся у клиента, постепенно исчезает. Клиенту приходится верить не только своим сотрудникам, но также и оператору связи и вендору, что они могут выполнить SLA, обеспечить необходимый уровень ИБ и непрерывности сервиса".
"Некоторые из сервисных планов Office 365 включают в себя пакет Office Professional Plus для установки на компьютер (ежемесячно проверяющий через интернет, оплачено за него или нет), но для остальных планов подобная возможность является опционной", - добавил выступающий.
Юрий Ларин: Мы делаем ставку на гибридное облако
Руководитель направления маркетинга облачных технологий компании Microsoft Юрий Ларин уверен, что компаниям нужно предлагать не просто услуги из облака, но возможность интеграции облачных решений с локальными бизнес-системами.
CNews: Как вы оцениваете динамику рынка SaaS в России – на фоне глобальных показателей?
Юрий Ларин: Российский рынок SaaS находится в начальной стадии развития, однако будет динамично расти в ближайшие годы.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2815