CNews Cloud: Облачные сервисы
Статья

Обновленная Software AG: что это значит в России?

Бизнес Цифровизация Облака Финансовые результаты

Совершенствование бизнес-процессов на основе гибкой интеграции программного обеспечения — вот тема, которая имеет все шансы стать одной из доминирующих на следующем этапе развития информатизации в России. Задача актуальна не только для коммерческих, но и для государственных заказчиков, по крайней мере, до наступления эры SaaS. Осуществив несколько важных поглощений, немецкая Software AG сформировала цельную линейку ИТ-решений и методик в данной сфере. Обновленный российский офис компании сообщает о росте заказов и массовом наборе консультантов. Полный текст статьи опубликован в номере №50 журнала CNews.

Все новое — хорошо забытое старое. Это правило как нельзя лучше характеризует историю развития Software AG в нашей стране. Созданная в 1969 году пятью молодыми консультантами, компания начала поставки в Россию еще в начале 1980-х. Бизнес развивался по нарастающей, и в пике своего успеха доля системы управления базами данных Adabas (одного из основных продуктов компании в то время) по числу инсталляций достигала 85% советского "рынка" баз данных. В плановой экономике решение о выборе, принятое в центре, предполагало массовое распространение продукта. В стране работали НИИ, занятые адаптацией немецкой СУБД для работы на отечественных компьютерах. Институты, ответственные за информационное обеспечение руководства страны, включая Центральный комитет КПСС и правительство, использовали в своей работе Adabas. Приложения, работающие на этой СУБД (под разными названиями), по сей день используются в Администрации Президента РФ, в компаниях "Газпром", "Рособоронэкспорт" и некоторых других.

Сегодня в российском офисе Software AG никто уже не может сказать, каковы были условия поставок ПО в СССР. Но в любом случае цены на СУБД для госнужд были несравнимо ниже, чем сегодня. Так или иначе, с началом рыночных преобразований в начале 1990-х в стране исчез единый заказчик. Государственные организации не могли платить по новым правилам, а Software AG не смогла сориентироваться на новом российском рынке или просто махнула на него рукой. В 1993-м свое представительство в стране открыла американская Oracle. Действуя агрессивно, она успешно выдавливала Adabas. Любопытно, что некоторым менеджерам сегодняшнего офиса Software AG довелось быть партнерами Oracle в то время, и они хорошо помнят, как немецкий разработчик терял рынок. Новые бизнесы, активно возникавшие в России в 1990-е, выбирали продукты конкурентов Software AG. Потрясающие возможности доминирования на рынке были упущены, и сегодня в компании вспоминают об этом с большим разочарованием.

А в это время

Все 1990 годы немецкая компания оставалась на периферии мирового рынка ПО. Software AG не смогла показать выдающиеся результаты ни в эру персональных компьютеров, ни в эпоху стандартных бизнес-приложений. В 1998-м компания провела IPO, и с тех пор 70% ее акций торгуются на Франкфуртской бирже. В начале 2000-х Software AG все еще оставалась относительно небольшим бизнесом. В 2003 году оборот составлял 420 млн евро, а прибыль — всего 7 млн евро. Именно в этом году акционеры приняли решение о смене управляющего директора. Новым CEO был назначен Карл-Хайнц Штрайбих. Судя по тому, что недавно контракт Штрайбиха был продлен до 2015 года, держатели акций Software AG считают, что не ошиблись с выбором.

Этапы развития Software AG, 2003 – 2009 *

* Исключая доходы от продажи активов

Источник: Software AG, ежегодное совещание директората, 2010

Сегодня в компании делят свою новую историю на три периода. В первом — 2003-2005 годах — формировались новая стратегия и портфель продуктов, улучшалась маржинальность и усиливалась команда. Второй отрезок — 2006-2008 годы — стал временем поглощений и географической экспансии. С прошлого года в компании уверены, что Software AG вошла в число технологических лидеров. Разработчик продолжает политику поглощений и делает ставку на партнерскую модель развития. Согласно прогнозам Software AG, в 2010 году ее продажи впервые превысят 1 млрд евро.

По итогам 2009 года почти половина выручки (396 млн евро) пришлась на системы корпоративных транзакций (продукты Adabas и Natural). Этот бизнес, хотя немного и сократившийся по сравнению с 2008 годом, все же остается "дойной коровой" и приносит стабильный доход. Почти половину платежей клиенты этого направления перечисляют только за поддержку. Маржинальность здесь в прошлом году составляла 62%. Что тут еще добавить? Быстрый рост в этом сегменте возможен только за счет покупки клиентской базы. В 2007-м Software AG приобрела за 62 млн евро израильского дистрибьютора и интегратора SPL Software, обладающего крепкими связями в финансовом и государственном секторах Израиля. Именно эти отрасли традиционно являются приоритетными для Software AG.

Стабильный денежный поток (прибыль до уплаты налогов по итогам 2009 года составила 30%) давал компании средства для экспансии. Понимая, что бизнес СУБД не может привести к значимому росту, менеджмент вел поиск перспективных направлений. Через два месяца после покупки активов в Израиле Software AG объявила о приобретении за 560 млн евро 100% акций американской компании webMethods. В этот раз речь шла об инвестициях в инновации: webMethods являлась крупнейшим специализированным разработчиком платформ класса СОА (сервис-ориентированной архитектуры) и обладала сильными позициями на рынке США. Доходы объединенной компании от этого направления по итогам прошлого года составили 324 млн евро.

Третьей крупной покупкой стало поглощение в 2009 году за 480 млн евро немецкой IDS Scheer — одного из лидеров на мировом рынке решений для управления бизнес-процессами. Интересно, что еще летом 2008 года основатель IDS Scheer профессор Август-Вильгельм Шеер в интервью CNews говорил, что будет стремиться сохранить самостоятельность компании и не ведет переговоров о продаже бизнеса. "Моя личная цель — поддержание независимости компании так долго, как это только будет возможно", — говорил Шеер. Продержаться профессору удалось только год. В результате сделки число сотрудников Software AG возросло на 71% до 6 тыс. человек. Компания получила доступ к новым клиентам в 70 странах, в том числе и в России. В том же 2009 году были поглощены еще две небольшие компании: itCampus и Teconomic.

Все покупки (прежде всего webMethods и IDS Scheer) хорошо укладываются в модель процессного управления, называемую в компании Business Process Excellence, BPE. Под зонтом данного термина объединены решения для формирования ИТ-архитектуры предприятия (в том числе по модели СОА), системы для анализа бизнес-процессов и управления ими, а также интеграционные продукты.

В компании уверены, что потенциал этого рынка заметно выше, чем у систем класса ERP, и новая парадигма информатизации станет источником роста доходов на ближайшее десятилетие. В качестве дополнительного аргумента в Software AG ссылаются на прогноз Gartner, согласно которому рост спроса на инфраструктурное ПО (6,4% в 2010 году) будет выше, чем рост продаж корпоративных программных продуктов в целом (5,1% за тот же период). В текущем году на решения данного класса заказчики по всему миру потратят $143 млрд из $232 млрд общих продаж корпоративного ПО. Согласно прогнозам Gartner, в 2010 году рост доходов поставщиков от решений для формирования СОА составит 22,6%, от пакетов для управления бизнес-процессами — 10,8% и т.д.

Любопытно, что в уже упоминавшемся интервью CNews в 2008 году владелец IDS Scheer профессор Шеер заявлял, что "СОА на данный момент переоценена" и гораздо более значимых перемен стоит ожидать от развития облачной модели (cloud computing). Возможно, именно поэтому он и принял решение о продаже своего бизнеса.

Так или иначе, в Software AG спокойно относятся к разговорам об эпохе облаков и не видят значимой угрозы своему бизнесу с этой стороны. "Мы должны быть осторожны в оценках перспектив облачных вычислений, — говорит CNews Вольфрам Йост, член совета директоров Software AG, отвечающий в компании за исследования и продукты. — Сложность и запутанность корпоративных ИТ-систем — это проблема, которая требует своего решения уже сейчас, а сравнимые по функционалу облака — это пока только обещания. Как сервис сегодня доступны только относительно простые приложения, вроде CRM или HRM-систем. Если же вам требуется полноценное решение класса ERP или система управления взаимоотношения с поставщиками (SCM), то использование SaaS будет под большим вопросом. На мой взгляд, пока нет и надежных доказательств того, что приложения в облаке будут обходиться заказчикам дешевле, чем индивидуальные инсталляции".

В Software AG уверены, что при оценке миграции в облако предприятиям придется делать выбор между потенциально более низкой стоимостью владения (TCO) и гибкостью системы. Не владея приложением, а только арендуя его как сервис, клиент не сможет модифицировать его под собственные нужды. "В некоторых приложениях, в некоторых случаях, SaaS-модель может иметь будущее, но в некоторых нет, — уверен Йост. — В настоящий момент мы обсуждаем возможность запуска полноценного сервиса по моделированию бизнес-процессов в облаке на основе нашего продукта для оптимизации бизнес-процессов ARIS. Мы, безусловно, будем двигаться в этом направлении. Будет ли это версия, по функционалу идентичная инсталлируемой версии, или нет, пока не решено. Я думаю, что через облако мы сможем получить доступ к большему числу клиентов, в том числе из среды бизнеса, а не только из ИТ-подразделений. Мы понимаем, что SaaS-подход имеет некоторые ограничения, и мы хотим учесть их в нашем предложении. Думаю, в 2011 году мы сможем представить первые результаты".

В компании не отрицают, что, как и любой бизнес, ее модель развития все-таки содержит некоторые риски, которые в Software AG пытаются нейтрализовать. Помимо традиционных опасностей, связанных с интеграцией приобретенных бизнесов, есть и риски специфические. Так, известно, что в своих продуктах немецкий разработчик в большом объеме использует открытое ПО. Пересечение определенной грани может внезапно превратить некоторые продукты компании в бесплатные, в соответствии с требованиями открытой лицензии. В Software AG уверяют, что внимательно следят за ситуацией.

Судя по динамике цен на акции Software AG, инвесторы верят в выбранную компанией стратегию. За последние пять лет цена бумаг немецкого разработчика прибавила почти 150%, что заметно лучше показателей основных конкурентов.