Облака: от теории к практике
В ходе специализированной секции на CNews Forum 2014 провайдеры и заказчики поделились опытом внедрения облачных технологий. Мифы развеялись, и теперь это направление развивается значительно быстрее, чем остальной ИТ-рынок. В чем заключаются преимущества облачной модели, какие проблемы приходится решать для ее реализации и чего ждать в будущем?
Облака – это сервисная модель для предоставления по требованию пользователя удобного сетевого доступа к общему пулу настраиваемых компьютерных ресурсов (сети, серверы, хранилища, приложения и услуги). Доступ может быть быстро подготовлен и осуществлен с минимальным управлением и взаимодействием с поставщиком услуги. Существует три категории сервисов, которые предоставляются через облако: SaaS (аренда готовых приложений), PaaS (аренда платформы для разработчиков ПО) и IaaS (аренда виртуальных мощностей).
На рынке представлено три способа реализации облаков: публичные облака (покупка сервисов и ресурсов и стороннего поставщика), частные облака (централизация собственной инфраструктуры и доставка ресурсов и приложений конечным пользователям из удаленного ЦОД) и гибридный вариант, который представляет собой комбинацию первых двух подходов. Наибольшие перспективы имеют гибридные облака. Согласно опросу, проведенному компанией «Развитие Бизнеса.Ру», 52% ИТ-директоров считают, что именно такая модель в наибольшей степени отвечает потребностям бизнеса. Еще 28% респондентов выбрали частные облака, 11% назвали публичные сервисы, и только 9% не видят смысла в использовании облаков.
Опрос: В каком типе облака лучше всего будут решаться задачи вашего бизнеса?
Источник: «Развитие Бизнеса.Ру», 2014
Смысл гибридного подхода заключается в том, что, с одной стороны, критически важные системы сохраняются у заказчика, а второстепенные задачи, резервное копирование, проблемы пиковых нагрузок решаются силами внешних провайдеров. «Самое главное в облаке – это гибкость и оплата по факту потребления, но мгновенной эластичности в частном облаке добиться невозможно, если заранее не были закуплены физические серверы и приобретены лицензии на ПО», – объяснил ИТ-директор Финансового университета при Правительстве РФ Владимир Соловьев.
Оценка эффекта
Согласно опросу, проведенному компанией «Развитие Бизнеса.Ру», наибольшую выгоду при миграции в облака дают более широкие возможности масштабирования (82% респондентов), возможность сконцентрироваться на ключевых бизнес-задачах (58%) и повышение мобильности пользователей (58%). «Ключевыми стимулами для миграции бэк-офиса в облака было повышение мобильности сотрудников и минимизация скорости принятия решений», – отметила руководитель департамента качества бизнес-процессов «Совкомбанка» Юлия Аксенова. По ее словам, в небольших городах случаются перебои с каналами связи, когда система недоступна через настольный компьютер, но по-прежнему возможен доступ через смартфон.
Поставщики облачных решений обращают внимание на снижение ТСО и повышение эффективности работы ИТ-подразделений. Руководитель системных инженеров компании Citrix Сергей Халяпин привел в пример университет в бразильском Сан-Паулу, где было развернуто частное облако. «Количество виртуальных машин, приходящихся на одного администратора, увеличилось с 500 до почти 3500. Скорость запуска базовых сервисов сократилась с 30 до 2-3 минут. Также с 10% до 90% повысилась утилизация памяти на используемом оборудовании», – поделился он опытом.
Евгений Николаев, генеральный директор IBS DataFort, привел примеры того, как облачные технологии помогают экономить издержки. В первом кейсе, о котором он рассказал, страховая компания портировала информационные системы емкостью 70 ТБ из Европы в Россию на виртуализированные ресурсы DataFort. В результате годовой бюджет был сокращен на 40%. В другом случае была осуществлена миграция HR-системы крупного российского банка на виртуальные серверы порвайдера, благодаря чему экономия на ИТ-инфраструктуре составила 80%.
Следует отметить, что в некоторых случаях сокращаются расходы на единицу используемых ресурсов, однако в целом бюджет увеличивается за счет создания более сложных сервисов и более активного использования ИТ сотрудниками. Например, при миграции на VDI (тонкие клиенты, на которых все информационные системы запускаются с удаленного сервера), ИТ-директора руководствуются не сокращением издержек, а централизацией управления инфраструктурой.
Проблема в головах
Среди «облачных» проблем, которые больше беспокоят заказчиков, необходимо отметить интеграцию с другими информационными системами предприятия(55%), совместимость с унаследованной инфраструктурой (45%) и безопасность (45%). Следует отметить, что мнение заказчиков насчет выгод и препятствий осталось практически неизменным по сравнению с опросом предыдущего года. Таким образом, рынок определился со своим видением облачных технологий. Теперь очередь за тем, чтобы опробовать новые разработки на практике.
Сергей Халяпин: Растет интерес к решениям с открытым исходным кодом
Сергей Халяпин, руководитель системных инженеров компании Citrix, рассказал, как изменился спрос на облачные решения в России за прошедший год, какие требования клиентов вышли на первый план, как сказались политическая и экономическая ситуация на предпочтениях клиентов.
CNews: Как изменился спрос на облачные решения в России за прошедший год? Какие требования клиентов вышли на первый план?
Сергей Халяпин: Спрос российских компаний в этом году менялся в зависимости от творчества законодателей, изменения международной ситуации и ряда прочих факторов. Можно отметить рост интереса крупных заказчиков к построению частных облаков, а также публичных облаков для провайдеров услуг. Среди требований заказчиков на первый план вышло соответствие требованиям российского законодательства в части защиты информации, особенно – персональных данных пользователей, а также трансграничной передаче информации. При развертывании облачных решений и инфраструктур эти требования необходимо учитывать и соблюдать.
Владислав Лантух: Мы готовы в ближайшее время предложить «российскую» облачную платформу
Заместитель генерального директора IBS DataFort Владислав Лантух рассказал CNews о приоритетах развития компании – провайдера облачных сервисов и тенденциях спроса.
CNews: В условиях кризиса наблюдается повышение спроса на ИТ-услуги или наоборот?
Владислав Лантух: В этом году мы наблюдаем бурный интерес к профессиональным облачным сервисам. По темпам роста этот сегмент опережает и весь сектор ИТ-сервисов, и темпы роста ИТ-рынка в целом. Таким образом, корпоративные клиенты отреагировали на общую финансовую нестабильность, перераспределив свои ИТ-бюджеты не на традиционные инфраструктурные решения, а на IaaS, что позволяет существенно экономить и полностью контролировать ИТ-бюджет компании.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3996