Облачные технологии: что нужно бизнесу прямо сейчас
Рынок облачных технологий – один из немногих сегментов ИТ, показывающий мощный рост в период, когда фактические ИТ-бюджеты компаний уменьшаются из-за падения покупательной способности рубля. И для «ухода в облака» у бизнеса есть реальные экономические причины. Их выделили участники конференции «Облачные технологии: новые задачи», проведенной 17 марта в Москве CNews Conferences и CNews Analytics.
За последний год ИТ-сообщество прочувствовало основную проблему новой реальности: ИТ-ресурсы стали менее доступны. Произошло это по экономическим и политическим причинам: почти все ресурсы номинированы в долларах и потому значительно подорожали, а обострение отношений со странами, в которых расположены вендоры, привело к прямым запретам на поставки товаров и услуг для определенных российских заказчиков.
Выход – использование облачных ресурсов. «Облако сегодня – это не столько ИТ, сколько схемы и деньги, – убежден генеральный директор компании «Облакотека» Максим Захаренко. – Я вижу четыре причины использовать облака прямо сейчас. Первая – облака позволяют заменить CAPEX на OPEX. Есть разница – тратить за один и тот же сервис i1,5 млн в месяц или разово вложить $1 млн. Вторая причина – рублевые цены на облачные сервисы. Никто из больших российских провайдеров услуг не увеличил заметно цены. Третья – импортозамещение для некоторых заказчиков стало обязательным. Если получен сервис от российского облачного поставщика, а не куплено импортное оборудование, то и в акте будет указано: «страна происхождения – Российская Федерация». Четвертая причина – осталось менее полугода на выполнение требований законов о персональных данных. В облаке это реализовать быстрее, проще и дешевле, потому что многие провайдеры уже занимаются этим вопросом».
Облачный рынок дозревает
На бизнес в разрезе ИТ влияет множество внешних ограничений. Это ограничения бюджета, колебания курсов валют, соблюдение сроков проектов, вопросы уровня сервиса и миграции данных. Заместитель генерального директора IBS Datafort Владислав Лантух обратил внимание участников конференции на то, что за последний год к ним добавились новые проблемы: ужесточение законодательства о персональных данных, резкое ослабление покупательной способности рубля, санкции в отношении поставок ряда ИТ и усиление давления конкурентов.
Изменения в законодательстве привели к тому, что множеству компаний в срочном порядке приходится решать вопросы трансграничной миграции данных, поскольку, хотя базы данных с ПДн должны храниться на территории России, обрабатывать их можно и за рубежом. «То, что закреплено место хранения персональных данных – не плохо само по себе. В ряде развитых стран Запада то же самое было сделано уже давно, – говорит Владислав Лантух. – Проблема в том, что эти ограничения введены не вовремя». Операторы персональных данных вынуждены проводить затратные мероприятия по выполнению требований 152-ФЗ и 242-ФЗ в условиях, когда негативные факторы приобретают кумулятивный эффект и сильно мешают работать.
Доля облачных сервисов в российском рынке ИТ-услуг
Источник: IBS Datafort, 2015
Практика показывает, что многие компании осознают эту ситуацию и вкладываются в облака. Владислав Лантух отмечает, что при падении объема ИТ-рынка в целом (прогноз IBS Datafort на 2015 г. – минус 7%), облачный сегмент в нем увеличится на 80% (с 5,4% до 9,7%). «При этом нужно понимать, – добавляет он, – что речь идет обо всех создаваемых облаках, включая частные проекты, а не о сервисах. Тем не менее, облака в России уже можно назвать зрелым рынком, на нем появились профессиональные «звездные» игроки».
С другой стороны, управляющий партнер компании «Развитие Бизнеса.ру» Михаил Козлов совершенно не уверен в зрелости российского рынка облачных сервисов: «Во-первых, неизвестен его точный объем. Разные аналитики дают цифры от i6 до i20 млрд, потому что исследования, как правило, проводятся методом опроса участников рынка, а данные дают не все из них. Я склонен считать обоснованными оценки в i11–12 млрд. Во-вторых, обычно российский рынок составляет примерно 2% от мирового, а в этой сфере он меньше. Поэтому есть четкое ощущение, что он пока еще недоразвит».
Структура российского рынка облачных сервисов по-прежнему заметно отличается от «среднемировой». Если в мире, по данным Orange, максимум – 53% рынка – занимают услуги класса SaaS, а следующие за ними инфраструктурные сервисы отстают от них на 15%, то в России все наоборот: здесь 58% – это IaaS, а SaaS отстают на 27%. Остальные сервисы занимают совсем небольшие ниши.
При этом на отечественном рынке наблюдаются очень интересные и позитивные тенденции. В частности, Михаил Козлов отметил активный рост числа гибридных облаков – то есть страх перед публичными облаками постепенно проходит. Об этом же говорит опрос, проведенный «Развитием Бизнеса.ру» среди CIO 71-й российской компании.
Только частное, только Linux
Есть категория клиентов, которая не может использовать арендованные у операторов облачные ресурсы из-за строгих ограничений политики информационной безопасности. Они вынуждены создавать частные облака у себя, хотя это стоит немало. Причем, по данным Александра Николаева, генерального директора казанской компании «Микорд», и здесь российский рынок отличается от мирового: «В мире только 30% заказчиков готовы внедрять частные облака, несмотря на затраты, а в России таких 70%. И это при том, что существуют другие серьезные препятствия – отсутствие сертифицированных облачных решений и нехватка квалифицированных специалистов в штате».
Структура приложений для предприятий
Источник: «Микорд», 2015
Таким клиентам, убежден Александр Николаев, нужны готовые предложения. Требования к ним известны: облачная платформа, технологически нейтральное оборудование, типовые приложения, а само решение должно быть сертифицировано. Со своей стороны он готов предложить облачное решение с использованием СПО. Платформа TIONIX OpenStack работает на базе дистрибутива «Альт Линукс СПТ 7.0», ее функциональность и развитие обеспечиваются собственными модулями. Слой приложений охватывает большую часть необходимых заказчикам функциональных задач – от виртуализации рабочих мест до безопасности и IP-телефонии. Оборудование TIONIX Servers также изготовлено по заказу. Таким образом, по словам главы компании, создается то самое импортозамещение, которое стало обязательным для некоторых категорий заказчиков.
Российские компании уже внедряют открытые облачные решения. Об одном из них рассказал Игорь Межов, CIO компании «Уютерра». Этот федеральный ритейлер, продающий товары для дома, работает в 44 регионах и владеет 120 магазинами. «Мы давно занимаемся виртуализацией, и нам не хватало средств управления сервисами, – рассказал Игорь Межов. – В коммерческий ЦОД свои решения мы передать не могли, потому что слишком сложно и дорого было бы выносить имеющийся у нас SAP BI. Нашей целью было создание легкого решения уровня enterprise для управления облаками. Выбор пал на OpenNebula – это открытый проект по лицензии Apache, и это решение нас полностью устраивает».
Облако для Мосводоканала
Частное облако было создано в Мосводоканале – об этом крупном проекте рассказал заместитель главного инженера компании Леонид Головин. По сути, как выразился докладчик, «облака – это маркетинговая упаковка для виртуализации серверов, СХД и сети». Но, раз принята такая терминология, то и «Мосводоканал» назвал свое решение частным облаком. Виртуализация охватила 4500 АРМ, 112 корпоративных сервисов, в числе которых портал с единым окном, электронная торговая площадка, АСУТП, а также ERP, биллинг и другие системы.
Владислав Лантух: Более 50% компаний будут арендовать инфраструктуру до конца 2015 г.
Владислав Лантух, заместитель генерального директора компании IBS DataFort, рассказал о том, как текущие экономические тенденции влияют на развитие SaaS и IaaS в России, определил основные драйверы рынка, а так же указал на проблемы публичных облаков и выделил преимущества корпоративных.
CNews: По вашему мнению, подтолкнет ли непростая экономическая ситуация бизнес к более интенсивному использованию публичных облачных сервисов?
Владислав Лантух: Очевидно, что в России сложилась непростая экономическая ситуация, которая еще с середины 2014 г. повлияла на решения корпоративных заказчиков в пользу поиска профессиональных сервисных партнеров для размещения своей инфраструктуры.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a4139