Microsoft: Участники Летней школы – «национальная сборная» по облакам
Развитие ИТ-корпораций невозможно представить без сотрудничества с научным сообществом, ведь в основе прорывных технологий лежит масштабная исследовательская работа. Понимая это, подразделение Microsoft Research активно поддерживает деятельность ученых, в том числе начинающих. Уже в шестой раз молодых перспективных студентов и аспирантов объединила проводимая в Москве Летняя школа, в этом году посвященная облачным вычислениям. Каковы цели и задачи проекта, подходы к выбору научных направлений и почему к участию приглашены представители естественно-научных и гуманитарных, а не только технических дисциплин, в интервью CNews рассказал Дмитрий Халин, директор департамента технологической политики Microsoft в России.
CNews: В конце июля в очередной раз начала работу Летняя школа Microsoft Research. Расскажите об этом проекте.
Дмитрий Халин: Летняя школа является частью инициатив Microsoft Research в России – специализированного подразделения корпорации, которое существует в рамках направления Research and Development (R&D), способствующего развитию науки и реализации потенциала научного сообщества. Одной из важнейших задач подразделения R&D является также поддержка и распространение инноваций и исследований в области вычислительной техники и разработки ПО. Обе эти сферы успешно развиваются в России: в октябре прошлого года компания объявила об открытии Центра разработок в нашей стране, а Microsoft Research уже в шестой раз организует Летнюю школу для молодых ученых. Проект этот появился не случайным образом. Мы стремимся, чтобы в России проходили основные мероприятия в рамках программ Microsoft Research, причем стараемся развернуть эту работу на ключевых инновационных площадках, в частности – в МГУ им. Ломоносова, где создана уникальная кросс-дисциплинарная среда, на которую сегодня ориентирована вся передовая наука.
Хочется немного рассказать о Microsoft Research. Подразделение было образовано в 1991 году, на сегодняшний момент оно насчитывает почти тысячу ученых по всему миру, 6 крупных лабораторий, основная из которых находится в Редмонде, штат Вашингтон. Среди сотрудников – специалисты в различных областях науки: физики, медицины, генетики, математики и других. Microsoft Research – один из крупнейших исследовательских центров, созданных коммерческой компанией. Около 20% инноваций, которые легли в основу продуктов Microsoft, – результат работы ученых Microsoft Research. В среднем Microsoft ежегодно инвестирует в исследования и разработку около $9 млрд на протяжении последних 9 лет.
Спектр данных исследований соответствует основным направлениям деятельности Microsoft, в последние годы он значительно расширился. Нашим ключевым направлением, конечно, было и остается повышение эффективности работы – то, что называется продуктивностью, однако нам интересны и области, которые определят развитие мира в будущем: современные материалы, новые методы обработки информации, большие данные, машинное обучение, компьютерное зрение, распознавание речи и т.д.
CNews: Тематика Летней школы в этом году – облачные вычисления. Насколько она соответствует области сегодняшних интересов Microsoft?
Дмитрий Халин: Безусловно, облака как основа исследований в нашей Летней школе выбраны неслучайно. Применение облачных технологий находится только на начальном этапе, несмотря на то, что сделано в этой сфере уже немало. Ученые пока выявили первичные элементы, определили базу для дальнейшей работы.
Дмитрий Халин: Около 20% инноваций, которые легли в основу продуктов Microsoft, – результат работы ученых Microsoft Research
Потенциал облачного направления просто огромен, эта тема требует глубоких, высоконаучных изысканий. Кроме того, с облаками тесно сопряжен еще один тренд – большие данные, ведь облака открывают безграничные возможности для накопления и анализа информации. Например, всевозможные датчики и приборы сегодня собирают огромные массивы данных. И если раньше, до эпохи облаков, объем такой информации был ограничен размером хранилища, то сегодня в облаке можно хранить сколько угодно данных. Встает вопрос поиска инструмента для максимально эффективного использования таких возможностей, определения способа обработки информации, а без научных исследований тут не обойтись.
CNews: Какова история Летней школы в России?
Дмитрий Халин: Летняя школа существует шесть лет, в четвертый раз проходит на базе МГУ им. Ломоносова. За эти годы нашими учениками стали около 400 студентов. В этом году мы выбрали 62 молодых ученых из 600 подавших заявки. Вот такой получился высокий конкурс – 10 человек на место. Желающим нужно было сформулировать цели и задачи исследований и ключевые темы, которые попадают в круг их научных интересов. Кроме того, кандидаты на место в Летней школе предоставляли рекомендации кафедр, научных руководителей, кураторов. Основной язык школы – английский, поэтому его знание является обязательным для студентов.
Для нас имеет большое значение заинтересованность учащихся и их нацеленность на результат. Наша задача – выбрать лучших, потому что для развития науки, для научного прорыва важно, чтобы лучшие общались с лучшими. Один из главных элементов нашей школы – наладить связи внутри научного сообщества, создав, можно сказать, «национальную сборную» по направлению, в данном случае – по облачным технологиям.
CNews: Что молодым ученым дает участие в проекте?
Дмитрий Халин: Во-первых, доступ к самым современным технологиям: каждый студент школы получает инструментарий в виде полугодового доступа к облаку для научных исследований на безвозмездной основе. В школе он, конечно, обучается пользоваться этим облаком.
Во-вторых, возможность услышать доклады ведущих ученых, профессоров, которые много лет занимаются определенной проблематикой, и задать напрямую вопросы. Здесь, кстати, важен еще один аспект – обратная связь. Это фундаментальный элемент научной деятельности: значение имеют не только ответы, но и сами вопросы – они порой открывают самому ученому новые грани исследования, позволяя взглянуть на проблему под другим углом.
В-третьих, учащийся может испытать технологии в работе, так сказать, пощупать руками. Программа Летней школы составлена с учетом создания hands-on, чтобы студенты получили практический опыт использования облачных инструментов. Ребята могут не только обсудить насущные современные вопросы, но и получить так называемый hands-on experience, то есть некую практику. Это, пожалуй, является самым ценным для молодых ученых и позволяет аккумулировать новые идеи, совершать шаги в научных исследованиях, а может, и в открытии новых областей.
Наконец, в-четвертых, и я уже об этом упомянул, Летняя школа способствует налаживанию связей внутри научного сообщества, а ведь именно непрерывные коммуникации внутри единого исследовательского пространства являются двигателем прогресса.
CNews: Для чего это нужно Microsoft?
Дмитрий Халин: Если говорить о цели Microsoft Research как организации ученых – это один аспект, если смотреть с позиции выгоды для бизнеса – совсем другой. Поймите правильно, ученые живут в другом измерении, нежели бизнес-подразделения, у них иные цели, иные критерии успеха проекта. Для них крайне важна экосистема – то самое единое пространство, в котором они находятся в постоянном взаимодействии. Основные элементы экосистемы – это обмен информацией и энергией. Ученые одновременно и делятся своими идеями, и получают обратную связь в виде вопросов коллег, особенно такой обмен ценен для ученых смежных областей знаний. В научной среде очень важно, чтобы этот обмен базировался не только на онлайн-, но и на живом общении.
Ольга Баринова: Участие в Летней школе – уникальный опыт
Ольга Баринова, сотрудник компании «Яндекс», руководитель группы распознавания текста, кандидат физико-математических наук, выпускница Летней школы 2011 года, поделилась мнением о ценности школы Microsoft Research и рассказала о некоторых проектах исследовательских лабораторий.
CNews: Кому и зачем вы бы посоветовали принять участие в Летней школе Microsoft Research?
Ольга Баринова: Нечасто выпадает возможность пообщаться с учеными топ-уровня. Их выступления в России – это большое событие для научного сообщества. Каждый молодой ученый, сфера интересов которого совпадает с темой Летней школы, просто обязан подать заявку и использовать шанс поучаствовать в проекте.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3908