CNews Cloud: Облачные сервисы
Статья

ABBYY: Спрос на Data Capture в России удовлетворен лишь наполовину

Документооборот Облака

Рынок решений для ввода и распознавания данных в мире растет на протяжении последних нескольких лет вслед за экспоненциальным ростом бумажного документооборота – транзакционных документов, договоров и прочих финансово-учетных данных. Одним из его ключевых игроков является российская компания ABBYY, выпускающая Data Capture-решения по автоматизации перевода документов в удобное представление для бизнес-приложений. Какие тренды определяют современное развитие рынка? Как рассчитать эффективность от Data Capture-проектов? Когда появится промышленное облачное сканирование в России? На эти и другие вопросы ответил CNews глава российского офиса ABBYY Григорий Липич.

CNews: Какие тенденции определяют развитие рынка Data Capture в 2011 году?

Григорий Липич: Я бы говорил о более широком понятии, а именно о рынке Data и Document Capture. При этом под Data Capture понимают не только сканирование бумажных документов и перевод их в электронно-цифровую форму, но также и распознавание электронных документов, которые хранились в формате, непригодном для использования данных из них в бизнес-процессах. Например, мы можем иметь PDF документ или отсканированную электронную картинку со счетом или накладной, но данные из этих документов, например, номер счета или наименование поставщика, придется переносить в учетную систему вручную. Иными словами, Data Capture, или ввод данных, —это извлечение из документа атрибутов, в соответствии с некоторой логикой представления информации. В случае ввода документов, или Document Capture, мы тоже распознаем бумажный документ или его электронный образ, но на выходе получаем неструктурированный текст, который может быть потом использован для поиска или последующего извлечения дополнительных данных из этого текста.


Григорий Липич: В России многим клиентам нужно с нуля объяснять, в чем вообще состоит польза от автоматической обработки документов

Если смотреть на события на рынке в короткой ретроспективе, то кроме обычного органичного развития бизнеса влияние на развитие отрасли в 2011 оказал отложенный спрос: в конце 2009 года из-за нестабильной экономической обстановки многие клиенты приостановили инфраструктурные проекты, в том числе и эффективные для бизнеса Data Capture-проекты. Получилось, что из-за низкого проникновения ИТ эти компании решили экономить на всем, в том числе и на том, что само по себе позволяет экономить. Вместе с тем, такое невысокое проникновение ИТ обеспечивает и потенциал роста, поскольку велика потребность в технологиях. Россия с точки зрения развития электронного документооборота отличается от стран Запада тем, что она пропустила некоторые технологические этапы становления рынка, например, у нас нет больших архивов микрофильмов. В результате перед российскими клиентами стоит задача оцифровки больших объемов бумажных архивов документов.

В нашей компании мы увидели крупный рост продаж продуктов ABBYY FlexiCapture и ABBYY Recognition Server в 2011 году – в России он составил 65%. Мы замечаем и то, что рынок становится более зрелым – в крупных городах, например, в Москве, компании готовы повышать производительность труда и понимают, как им рассчитать возврат инвестиций от проектов в области Data и Document Capture, какие преимущества получит бизнес от применения подобных инструментов при работе с клиентами и так далее.

Если говорить о долгосрочной перспективе, то, несмотря на инициативы правительства о переходе на безбумажный документооборот, я думаю, что бумага останется одним из ключевых носителей информации еще как минимум 5-10 лет.

CNews: Чем западный рынок Data Capture отличается от российского?

Григорий Липич: На Западе объяснять потребителям, что такое Data Capture и в чем преимущества технологии, практически не требуется. Однако бывает, что из-за того, что у западных заказчиков уже были ранее внедрены более простые решения, нужно потратить время на улучшение существующих механизмов распознавания и обработки изображений, которые имеются в электронных архивах, для более глубокого и качественного извлечения информации. В России же многим клиентам нужно с нуля объяснять, в чем вообще состоит польза от автоматической обработки документов.

Кроме того, на Западе уже сформировался рынок Data Capture – на нем работают специализирующиеся на таких задачах интеграторы, в то время как в России подобной специализации пока практически нет – лишь у некоторых компаний сформировались практики и подразделения для решения задач ввода и обработки документов, остальные решают такие задачи по мере поступления запросов от клиентов. Тут сказывается как инерционность партнеров, так и то, что объем оплаченного спроса у местных клиентов пока недостаточен, чтобы сегментировать бизнес ИТ-интеграции и сфокусироваться только на проектах Data Capture. Изменение ситуации – дело будущего, зависящее от смены восприятия заказчиком бизнес-составляющей таких вещей. Например, если на Западе считают не только финансовые показатели ROI в проектах, но и еще замеряют эффективность обслуживания клиента после внедрения решения, то в России такой критерий отходит на второй план из-за недостаточного уровня конкуренции в некоторых отраслях.

CNews: Как рассчитать ROI проекта в области Data Capture в России? Что влияет на принятие решений заказчиком в реалиях нашего рынка?

Григорий Липич: К российскому заказчику можно апеллировать в основном деньгами – нематериальные шкалы измерения ценности и эффективности проекта, например, ускорение обслуживания клиента, воспринимаются во вторую очередь. Для адекватного расчета ROI необходимо оценить рабочий процесс до и после внедрения решения. Здесь учитываются преимущества от сохранения средств и экономия от уменьшения времени обработки документов. В России в прошлом году его активно считали компании финансового и страхового секторов, поскольку у них от скорости обработки транзакции зависит скорость приобретения новых клиентов и эффективность труда сотрудников в отделах продаж. Кроме того, на принятие клиентом решений о вводе тех или иных Data Capture-инструментов влияет и существующая ИТ-инфраструктура – если в компании задействованы СЭД, корпоративный портал, средства для маршрутизации документов, то использование Data Capture становится понятным; если никаких частей СЭД или ECM в компании не применяется, то клиенту надо дать начальные знания об электронном документообороте, иначе разговор поставщика решения с ним будет пустым и проект может быть отложен до момента появления СЭД. Фактически, ему надо объяснить, что система ввода документов – это интеллектуальная клавиатура, которая позволяет распределить отсканированные документы по хранилищам данных в соответствии с правилами обработки информации.