Как «приземлить» SAP глобальной компании в российское облако МТС и локализовать бизнес. История партнерства #CloudMTS и Novardis на примере проекта для крупного международного холдинга
Отделение бизнеса — это масштабный проект не только с юридической и финансовой, но и с технологической точки зрения. Чтобы «приземлить» информационные системы и данные в отечественное облако, нужны специалисты как в области систем управления бизнес-процессами зарубежных вендоров, так и экспертиза локальных облачных провайдеров. В последнее время такие проекты стали особенно востребованы у заказчиков #CloudMTS и его партнера, компании Novardis. Директор Центра компетенций Novardis Кирилл Корчагин рассказал CNews, как крупный международный производитель перевел SAP-систему в российское облако из западного корпоративного ЦОДа и как взаимодействуют в таких проектах облачные провайдеры, интеграторы и заказчики.
CNews: Расскажите, чем занимается компания Novardis?
Кирилл Корчагин: Компания Novardis уже более 18 лет занимается внедрением продуктов SAP. Мы начинали с работы в сегменте розничного бизнеса, а сейчас представлены практически во всех отраслях. В 2022 году на рынке произошли кардинальные изменения, международные компании пересматривают условия присутствия в России, и в связи с этим большое значение приобретают проекты по миграции, когда от глобального ИТ-ландшафта отделяют сегмент российского бизнеса и переносят его в локальное облако.
CNews: Речь идет о переходе с SAP-систем на российские решения?
Кирилл Корчагин: В некоторых случаях клиенты рассматривают возможность перехода с SAP на российские системы. Но в большинстве случаев заказчик продолжает использовать решения SAP как на постоянной основе, так и в течение транзитного периода. SAP является мировым лидером среди ERP-систем с точки зрения функциональности, поэтому клиенты хотят продолжать пользоваться привычным для себя решением. Несмотря на прекращение работы SAP с отечественным рынком, мы по-прежнему помогаем клиентам решать вопросы с работой систем. Сейчас проработан ряд решений, которые позволяют клиентам продолжать пользоваться системами SAP в полном объеме.
CNews: Почему в качестве партнера для миграции SAP-решений Novardis выбрал именно #CloudMTS?
Кирилл Корчагин: При выборе партнера мы обращали внимание на несколько критериев. Для многих клиентов важно приблизить обработку и хранение данных к своей локации, и в этом помогает, в частности, масштабная инфраструктура провайдера #CloudMTS с дата-центрами от Москвы до Владивостока и тысячами километров волоконно-оптических линий связи. В #CloudMTS работают инженеры высшей квалификации, которые хорошо разбираются в архитектуре облачных решений и всегда могут настроить и сконфигурировать инфраструктуру под конкретного заказчика. С точки зрения бизнеса близость провайдера к регионам — это еще и возможность находить новых клиентов, в том числе за счет совместных мероприятий, маркетинговых акций.
Во время нашего первого партнерского проекта компания МТС смогла оперативно подготовить предложение для клиента, в рамках которого были учтены все пожелания заказчика с точки зрения стоимости, сроков и каналов связи.
CNews: Сколько проектов по миграции SAP уже реализовано совместно с #CloudMTS и каковы планы на будущее?
Кирилл Корчагин: В 2022 году было реализовано два подобных кейса, и мы рассчитываем, что такие проекты будут поставлены на поток, так как услуга по миграции SAP очень востребована — за 2023 год мы планируем реализовать не менее 10 таких переездов SAP из международных локаций в облако #CloudMTS.
CNews: Первым успешно реализованным кейсом стал переезд SAP-системы международной компании — крупного промышленного холдинга, чьи производственные площадки находятся в Европе, России, Северной Америке и Южной Африке. Расскажите подробнее об этом проектe — в чем были его предпосылки и в какие сроки он был реализован?
Кирилл Корчагин: Наш заказчик — это крупный международный концерн. В 2022 году руководство приняло решение вывести российскую балансную единицу в отдельный независимый сегмент и продать бизнес отечественным покупателям. Так как локальный офис не располагал собственной ИТ-инфраструктурой, компания воспользовалась услугами облачного провайдера.
Клиент обратился к нам в мае 2022 года, далее последовали длительные переговоры касательно деталей технической реализации, и в августе, сравнив наше предложение с другими рассматриваемыми вариантами, заказчик принял решение заключить договор. В конце сентября мы подключили к работам #CloudMTS. По требованиям заказчика весь ландшафт необходимо было мигрировать в сжатые сроки — в течение двух месяцев.
CNews: Чем была обусловлена такая длительность миграции?
Кирилл Корчагин: Со стороны заказчика был установлен жесткий дедлайн на реализацию всего проекта, а команде Novardis было необходимо обеспечить непрерывность бизнес-процессов заказчика, скоординировать работу шести команд и построить новый SAP-ландшафт «с нуля» для приема исходной системы.
CNews: В чем заключались технические особенности проекта?
Кирилл Корчагин: Ключевая особенность заключалась в том, что миграция является комплексным проектом, требует ритмичной работы и координации нескольких команд разного направления и специфики. Над проектом одновременно работали шесть команд — четыре российские и две зарубежные.
Основные технические задачи, которые мы решили в ходе проекта:
- пересмотр архитектуры канальной связанности и обеспечение отказоустойчивости каналов;
- перенос четырех терабайт данных на большое расстояние с минимальным downtime;
- полная смена интеграционного решения;
- технический перерыв работы системы не более четырех часов.
Кроме того, потребовалось скопировать довольно большую систему с одного ЦОДа на другой, в результате чего повышенное внимание уделялось выбору средств копирования. В конце концов мы остановились на решении SAP System Replication, так как оно соответствовало европейским политикам безопасности концерна.
CNews: Какие проблемы возникали в ходе реализации проекта и как вы их решали?
Кирилл Корчагин: Несмотря на то, что задача для нас типовая, мы столкнулись с особенностью инфраструктуры, которая заключалась в пропускной способности каналов связи — возникали задержки, что препятствовало запуску продуктивных систем в облаке МТС. Проблемы носили технический характер и решались с помощью работы с инструментами SAP System Replication и настройками брандмауэров, чтобы они «не резали» трафик.
Сложность решения проблем сетевой связанности была обусловлена тем, что между исходным дата-центром и целевой площадкой МТС было несколько сегментов сетей, которые находились под управлением разных компаний.
Состояние сетей также оказывало влияние на реализацию базисных задач по перемещению больших объемов транзакционных данных, как следствие, это сказывалось на скорости миграции систем и создания ландшафта из продуктивной копии.
CNews: Была ли необходимость в приостановке продуктивных систем заказчика во время миграции?
Кирилл Корчагин: Такой проблемы не было, так как до момента завершения миграции клиент работал с системой, находящейся в глобальном ЦОДе заказчика. И только на финальной стадии клиента переключили на систему в облаке МТС, непосредственное переключение было осуществлено в выходные, максимальное время плановой остановки не превысило 4 часов.
Для сокращения времени простоя на продуктивном решении была настроена Disaster Recovery конфигурация с репликацией данных СУБД SAP HANA по технологии System Replication. В момент переключения был отработал сценарий DR, и система переключилась на новый ЦОД.
CNews: Какие задачи пришлось решить помимо непосредственной миграции системы SAP?
Кирилл Корчагин: Основным интеграционным решением на зарубежной площадке был облачный сервис webMethods, который теперь недоступен в России. Поэтому нам также было необходимо осуществить поэтапный перевод нескольких десятков интеграционных интерфейсов с европейской платформы webMethods на доступное в России решение. При этом в процессе миграции мы переключали интерфейсы на новую платформу постепенно, то есть SAP-система была интегрирована с двумя платформами одновременно.
CNews: Как организовано взаимодействие #CloudMTS и Novardis при реализации проектов? Что входит в зону ответственности Novardis, а за что отвечает облачный оператор?
Кирилл Корчагин: В ходе проекта специалисты #CloudMTS привлекались на начальном этапе, когда заказчик выбирал площадку ЦОД: облачный провайдер занимался выделением виртуальных ресурсов, тюнингом виртуальных машин под требования SAP, настройкой сетевой связности, развертыванием системы резервного копирования, организацией каналов связи между дата-центром и офисами клиента и Novardis
Здесь был интересный нюанс. Изначально в качестве канала связи между дата-центром #CloudMTS и офисом заказчика был выбран IPSec VPN. Но для надежности в качестве основного канала заказчик остановил выбор на выделенном L2 VPN. Важным критерием была необходимость организовать канал в очень сжатые сроки. В этой части проекта участвовали технические специалисты подразделения МТС в одном из северных регионов страны. Полноценной физической оптики до здания заказчика не было. Для более быстрой реализации проекта часть канала организовали через радиорелейные системы. В дальнейшем инженеры МТС заменят этот участок уже на оптоволокно. Затем специалисты завели этот канал в дата-центр #CloudMTS в Москве и настроили сетевую связность, чтобы полноценно подготовить дата-центр к миграции систем. Отмечу, что коллегам из МТС удалось провести этот этап действительно довольно оперативно — физическая часть инфраструктуры была развернута всего за полторы недели. В зависимости от сложности, такие работы могут проводиться и больше месяца.
На следующем этапе сотрудники #CloudMTS совместно с заказчиком протестировали переключение между L2 и резервным каналом IPSec каналом. После того, как все были проведены все тесты, Novardis и заказчик в течение выходного дня запустили бесшовную миграцию.
CNews: Как организовано общение заказчика с #CloudMTS и Novardis? Есть ли у вас «единое окно» для общения с клиентом?
Кирилл Корчагин: Работа через единое окно была одним из требований заказчика, так как при таком подходе клиенту проще взаимодействовать с сервисной поддержкой. Мы заключили с клиентом двусторонний договор на весь перечень работ, включая хостинг. Одновременно между Novardis и МТС был заключен зеркальный договор на размещение в облаке систем SAP заказчика. Таким образом, и юридически, и технически клиент взаимодействует только с Novardis, а вопросы сотрудничества с облачным провайдером находятся целиком в компетенции компании-партнера. В некоторых случаях заказчик параллельно взаимодействует и с провайдером, и с партнером, а иногда роль единого окна выполняет #CloudMTS, а не компания-партнер.
CNews: Каковы планы по развитию проекта?
Кирилл Корчагин: Прежде всего, планируется исключить webMethods из контура систем и дополнить текущее решение функциональностью, которая более недоступна в России. Кроме того, возможно, потребуется доработка системы отчетности под требования нового владельца. Компания уже обратилась к нам с просьбой о помощи в развитии системы в части консолидации отчетности.
CNews: Спасибо.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a19607