CNews Cloud: Облачные сервисы
Статья

Сергей Толпышев, Systeme Electric: «beeline cloud имеет достаточные компетенции в сфере ИТ-безопасности. Это был один из главных факторов при выборе провайдера»

ПО Безопасность Бизнес Телеком Интернет Цифровизация ИТ в банках ИТ в госсекторе Импортонезависимость Ритейл Облака Маркет

С проблемой локализации ИТ-инфраструктуры в России в 2022 г. столкнулись самые разные компании. У представительств крупных западных брендов история особая: ранее они получали все сервисы от головной организации, а после того, как последняя покинула российский рынок, были вынуждены быстро построить инфраструктуру практически с нуля. Сергей Толпышев, руководитель департамента сетевой и ИТ-инфраструктуры компании Systeme Electric, рассказал об опыте сотрудничества с beeline cloud.

Market.CNews: Сергей, добрый день. Расскажите, пожалуйста, о компании, особенностях бизнеса и ваших задачах в плане ИТ.

Сергей Толпышев: Systeme Electric (Систэм Электрик, ранее Schneider Electric) — российская производственная компания, производитель комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации для объектов гражданского и жилищного строительства, ЦОДов, инфраструктуры и промышленности, также компания оказывает сервисную поддержку клиентов и выполняет проектные работы.

С точки зрения ИТ в прежние годы все сервисы предоставлялись глобальным брендом. Около половины инфраструктуры при этом располагалось на собственных серверах компании, другая половина — в облаке Amazon Web Services.

В 2022 году Schneider Electric продала бизнес в России и Беларуси российскому руководству, и Systeme Electric стала работать в России как отдельная независимая организация. Все прежние ресурсы оказались недоступны. Перед нами встала задача создания ИТ-инфраструктуры с нуля.

Сергей Толпышев, руководитель департамента сетевой и ИТ-инфраструктуры компании Systeme Electric

Market.CNews: Какой путь создания ИТ-инфраструктуры вы выбрали и почему?

Сергей Толпышев: Мы рассматривали разные варианты построения ИТ-инфраструктуры, как на собственных ресурсах, с применением гибридной модели, так и частное облако. С уходом ведущих производителей серверных мощностей с российского рынка весь наш парк устройств остался без поддержки. Закупка и обслуживание нового железа в реалиях 2022 года требовала колоссальных усилий и финансовых затрат. Единственным разумным вариантом виделось облако.

Тут важно понимать, что Systeme Electric так же, как и Schneider Electric, работает в топовом сегменте в своей нише и производит оборудование очень высокого качества. Все процессы внутри компании тоже построены по лучшим стандартам. Аналогичные требования предъявляются и к ИТ-системам.

Все наши серверы и ПО должны иметь действующий договор сервисной поддержки, в случае аварий на объекте должен присутствовать запасной комплект (ЗИП), а замены выполняться в строгом соответствии с SLA.

Обеспечить столь высокий уровень поддержки собственного серверного оборудования и базового ПО в период резко усилившегося санкционного давления просто невозможно. А рисковать данными и/или подвергаться риску простоя позволить себе мы не могли.

Все эти факторы говорили против построения ИТ-инфраструктуры на собственных ресурсах. В результате мы приняли решение в сторону облачных ЦОДов.

Market.CNews: Почему именно beeline cloud? Как вы выбирали провайдера?

Сергей Толпышев: Перед нами стояла задача в короткие сроки выбрать надежного провайдера, быстро и качественно развернуть необходимые сервисы в облаке. Отдельное внимание мы уделяем вопросам ИТ-безопасности. В данном вопросе beeline cloud имеет достаточные компетенции, и это был один из важных факторов в нашем случае.

От некоторых провайдеров ответа приходилось ждать днями, а иногда и больше недели. В beeline cloud мы не столкнулись с ожиданием ни на этапе пресейла, ни на этапе оформления договора. На этапе развертывания облачных сервисов команда также достаточно быстро решила все вопросы.

Далее нам пришлось не только строить ИТ-инфраструктуру, но и формировать команду с нуля. Большая часть специалистов осталась в головной организации. Соответственно, нам требовалась не просто техническая поддержка, а вполне конкретная помощь. Опять-таки у разных провайдеров это устроено по-разному, но в beeline cloud — быстро, просто и удобно.

У beeline cloud огромный опыт в сфере телекоммуникаций и большой опыт работы с заказчиками уровня Enterprise, есть понимание процессов, происходящих в крупных компаниях. В этом плане мы столкнулись с полным взаимопониманием.

Наконец, ранее мы пользовались услугами глобальных облачных сервисов и привыкли к достаточно высокому качеству оказываемых услуг. В beeline cloud мы увидели нечто похожее. Команда провайдера действительно старается обеспечить и удержать очень высокий уровень сервиса.

У beeline cloud огромный опыт в сфере телекоммуникаций и большой опыт работы с заказчиками уровня Enterprise, есть понимание процессов, происходящих в крупных компаниях

Market.CNews: Какие решения и услуги провайдера вы используете?

Сергей Толпышев: Мы используем как инфраструктурные и платформенные сервисы, так и облачные софтверные решения. Вся наша инфраструктура построена в рамках публичного облака. Повышение отказоустойчивости достигается за счет резервного копирования данных BaaS и аварийного восстановления DRaaS.

Кроме того, арендуем интернет-каналы, сеть передачи данных, ВКС, почтовые сервисы, сервисы в области информационной безопасности, такие как виртуальные МСЭ, средства организации удаленного доступа, Anti-DDoS, двухфакторная аутентификация и другие услуги.

Market.CNews: В этом году мы видим явный тренд на миграцию в частные облака. Почему вы решили работать именно в публичном облаке?

Сергей Толпышев: Частное облако более безопасно, в нем вы ни с кем не делите пространство, и другие клиенты не оказывают влияние на работу ваших ИТ-систем.

Но хочу отметить, что и в публичном облаке мы не фиксируем никаких проблем. Как это обычно бывает? Если у вашего «соседа по виртуализации» резко возрастает нагрузка, и он потребляет больше виртуальных ресурсов, то ваша доля временно снижается, что может привести к замедлению работы ИТ-систем.

В нашем контракте с beeline cloud прописаны четкие характеристики по SLA, и они соблюдаются независимо от потребления мощностей другими клиентами провайдера.

Market.CNews: Как проходила миграция в облако? Какие были этапы и что происходило на каждом из них?

Сергей Толпышев: Я бы выделил три этапа:

  1. развертывание ИТ-сервисов,
  2. настройка систем безопасности,
  3. миграция сотрудников.

На первом этапе были развернуты контроллеры домена, почтовый сервис, основные сетевые сервисы с МСЭ, мониторинг, сервис выпуска сертификатов, сервис управления ИТ инфраструктурой, ВКС. На это ушло около 30 дней. Проблемы возникли только с ВКС, но касались они не облака как такового, а сложностей в подготовке и реализации отказоустойчивой схемы сервиса. Впоследствии сервис стартовал успешно и в срок.

Далее — вопросы безопасности и повышения отказоустойчивости. Наша облачная инфраструктура распределена между двумя ЦОД. Значит, надо было настроить схемы отказоустойчивости и защиты данных: репликация, резервное копирование, настройки МСЭ и защита от внешних угроз, защита от несанкционированного доступа, сетевая доступность внутренних и внешних сервисов.

Наконец, на третьем этапе произвели миграцию сотрудников на новую инфраструктуру. Здесь было все гладко, за исключением сервиса совместной работы. Прямой замены Teams в России нет, поэтому потребовалось собрать решение из нескольких продуктов.

В частности, задействовали Workspace от beeline, построенные на платформе Nextcloud. Поначалу с небольшим количеством пользователей сервис показывал себя вполне достойно. Проблемы начались, когда основная масса наших сотрудников перенесла свои данные и начала активно использовать сервис. Мы были на связи с командой beeline cloud ежедневно на протяжении нескольких месяцев для поиска решения проблем. Провайдер приложил массу усилий, чтобы доработать ПО и стабилизировать сервис. В итоге сервис полностью покрывает задачи наших сотрудников в частности совместной работы и обменом документами.

Мы осознанно выбрали именно публичное облако. В нашем контракте с beeline cloud прописаны четкие характеристики по SLA, и они соблюдаются

Market.CNews: Какой эффект от миграции в облако вы получили? Удалось ли снизить операционные затраты?

Сергей Толпышев: В силу особенностей нашего проекта мы не можем оценить выгоду от миграции в прямом понимании этого слова. Раньше всей ИТ-инфраструктурой занималась головная компания, причем эта инфраструктура была рассчитана на международный бизнес. Какая доля приходилась на российские подразделения, неизвестно, поэтому наши нынешние затраты просто не с чем сравнивать, чтобы определить выгоду.

Но перед миграцией в облако мы в первом приближении просчитали вариант с закупкой собственных серверов. Так вот, одни только затраты на сервисные контракты этих серверов нам обошлись бы дороже, чем вся нынешняя облачная инфраструктура, не говоря уж о капитальных затратах, найме сотрудников и т.д.

Поэтому, несмотря на то, что у меня нет точных цифр, я могу однозначно сказать, что облако на сегодня — наиболее эффективное с экономической точки зрения решение.

Помимо этого, мы заметили прирост производительности. Условно, та же стала работать ощутимо быстрее, другие виды ПО также заметно ускорились. Мы связываем это с новым ИТ-оборудованием в ЦОДах провайдера и честным подходом в плане отсутствия деградации серверов в результате виртуализации.

Одни только затраты на сервисные контракты собственных серверов нам обошлись бы дороже, чем вся нынешняя облачная инфраструктура, не говоря уж о капитальных затратах, найме сотрудников и т.д.

Market.CNews: Провайдеры часто заявляют о том, что обладают более высокими компетенциями, в результате чего заказчики могут сэкономить на штате ИТ-специалистов. Согласны ли вы с этим?

Сергей Толпышев: Скорее да, но с оговоркой. Миграция в облака действительно позволяет сократить штат сотрудников и избавить себя от таких задач, как управление гипервизором, обслуживание ИТ-оборудования и т.д.

Кроме того, специалисты провайдера общаются с большим количеством клиентов и имеют гораздо больший опыт решения тех или иных проблем, в том числе в более крупных проектах, нежели наш.

Единственный нюанс — специалисты провайдера ведут несколько клиентов с разными подходами к организации ИТ, поэтому конкретно в вашей инфраструктуре они разбираются чуть хуже, чем собственный персонал.

Market.CNews: В заключение расскажите, пожалуйста, о планах развития ИТ-инфраструктуры и компании в целом. Какие задачи будете решать в 2023-24 годах?

Сергей Толпышев: Мы все еще находимся в стадии построения своей ИТ-инфраструктуры и продолжаем отстраиваться. До конца 2023 года мы должны перейти к полностью самостоятельному поддержанию ИТ-сервисов.

Потом планируем переход в стадию «improve» — улучшения и совершенствования ИТ-инфраструктуры, а также автоматизации бизнес-процессов.

Вероятно, столкнемся с задачей импортозамещения. Уже сейчас присматриваемся к различным видам ПО и периодически берем их на тестирование.

Российский рынок ПО сейчас очень активно развивается. Если вы тестировали то или иное решение полгода-год назад и были чем-то недовольны, то это не значит, что сейчас дело обстоит точно так также. Имеет смысл взять последнюю версию продукта в тестовый период и оценить изменения. Вполне возможно, новые результаты вас приятно удивят.

erid:Pb3XmBtzsyR1XwPHCsWeBVkz8AGuDCNdQ5NeX9QРекламодатель: ООО "ДАТАФОРТ"ИНН/ОГРН: 7713606615/1067761849430Сайт: https://moskva.beeline.ru/