Алексей Анкудинов, CSI: Ритейл готов к инновациям, но без классических касс не обойтись
Отечественный ритейл столкнулся с вызовами, которые прочно войдут в торговую жизнь в ближайшие несколько лет. Сокращение печати бумажных чеков, уход зарубежных вендоров, приостановка ряда международных проектов — всё это новая реальность. Как ритейлеры с этим справляются, чего ждут от импортозамещения, как меняются сроки окупаемости проектов и что за якорь тормозит ИТ-развитие в ритейле, рассказал CNews Алексей Анкудинов, директор по продуктам Set компании CSI.
Внедрение электронных чеков и переход на QR-платежи
CNews: На мир ритейла необратимое влияние оказали пандемия и цифровизация, он больше не будет прежним. Согласны ли вы с этим?
Алексей Анкудинов: Не совсем согласен. Мне в этом отношении близки рассуждения Джеффа Безоса: «Мы знаем, что покупатели хотят низких цен, и это не изменится спустя 10 лет. Они хотят быструю доставку, они хотят широкий выбор. Невозможно представить будущее через 10 лет, в котором покупатель приходит ко мне и говорит: «Джефф, я люблю Amazon, но мне хотелось бы, чтобы цены были чуть-чуть повыше или доставка чуть-чуть помедленнее». Это невозможно. Есть базовые вещи, которые гарантировано не поменяются.
Наши основные клиенты — физические магазины. Они будут всегда, а люди всегда будут хотеть скидок и улучшения уровня сервиса.
CNews: С какими основными вызовами сегодня сталкивается розничная торговля? Какие перспективы ждут ее в ближайшем будущем?
Алексей Анкудинов: Один из вызовов — переход на электронные чеки. Вспомним недавние проблемы с обеспечением чековой лентой. По рынку прошла волна паники. Но ведь многие интеграторы, в том числе и мы, имеют в портфеле проекты по сокращению использования чековой ленты.
Второй вызов — ограничение количества товаров в одни руки. Сейчас все ритейлеры этим пользуются. Яркий пример — история с сахаром.
Еще один вызов касается изменения платежных привычек покупателей. Мы привыкли оплачивать покупки с помощью смартфонов, а приходится снова носить карты. Но в этом и новые возможности — наступает время для QR-платежей. Такой подход активно поддерживает государство, как систему быстрых платежей (СБП). Плюс ритейлер получает все преференции СБП в виде 0,4% комиссии (вместо 1,6%).
И, возможно, самый важный момент для ритейла — маркировка. В целом государство настроено решительно, чтобы прослеживаемость товаров довести до конца. Соответственно, мы как интегратор поддерживаем и реализуем. Это и вызов, и интересная техническая задача.
CNews: Какие перспективы у электронных чеков в России? Насколько серьезно они могут войти в жизнь потребителей до конца года?
Алексей Анкудинов: Сейчас рано делать основательный прогноз, но я полагаю, что до 50% чеков в РФ станут электронными, если это будет поддержано рынком.
Уже два года назад клиенты CSI стали предоставлять лояльным покупателям возможность получать электронный чек без печати бумажного. С появлением такой опции от «бумаги» отказались около 15% покупателей. У нас есть подобные кейсы с «Азбукой Вкуса», «Лентой», «Глобусом». Конечно, переход на электронные чеки активнее в тех городах, где люди больше пользуются смартфоном для предоставления карты лояльности и у тех ритейлеров, у кого покупатели больше вовлечены в электронные программы лояльности и оставили e-mail. Всегда будут покупатели, которые хотят именно бумажные чеки, но их доля будет уменьшаться.
Отмечу, что за такой подход выступает ФНС. В феврале прошлого года Налоговая служба запустила сервис «Мои чеки онлайн» для хранения электронных чеков при сохранении возможности покупателям выбрать бумажный вариант. Отдельного упоминания достойны банковские слипы, которые по согласованию с банком можно полностью отключить. Например, «Глобус» или «Лента» уже не печатают банковский слип в силу того, что есть электронное хранилище слипов. Это удобно и даже ускоряет обслуживание с заботой об окружающей среде.
CNews: Насколько реально проникновение QR-кодов в регионах?
Алексей Анкудинов: Пока проникновение низкое из-за малой осведомленности. Нужно время, чтобы донести до покупателей преимущества этой системы. Например, в Китае есть платежные системы WeChat и AliPay для быстрой и удобной оплаты за товары и услуги через QR-коды. Там люди не платят через технологию NFC (Near field communication). В России же вся инфраструктура была заточена под оплату с помощью NFC.
Ритейлеры могут подсветить для покупателей плюсы системы QR-платежей, в качестве бонуса за использование можно давать скидку или баллы программы лояльности, тогда проникновение QR-кодов станет выше. Об этом говорит и опыт онлайн-ритейлера Wildberries, который в 2019 году начал принимать оплату по QR-коду, и покупатели получали за такой платеж дополнительные преимущества в рамках программы лояльности.
Развитие систем лояльности и модернизация кассового узла
CNews: С какими запросами к вам сейчас обращаются клиенты?
Алексей Анкудинов: Запросы касаются касс и решения кассовых задач. Ритейлеру важно иметь быстрый безостановочный процесс торговли, при этом снизить стоимость владения кассовым узлом и затраты на сервис.
Есть задача, связанная с лояльностью. Приходят запросы от ритейлеров, которые на базе своего решения, например, не могут построить персонифицированную систему лояльности, потому что «коробка» не развивается. Мы предлагаем им наше решение — в нем доступен инструментарий для построения полноценной программы лояльности, для запуска любых рекламных и бонусных акций, есть отдельные модули для анализа покупательского поведения и персонализации.
Другие сценарии — печать ценников, различные интеграции с интернет-магазином или коллаборации с курьерскими службами доставки в торговой точке. В одной и той же очереди могут стоять как обычные покупатели, так и представители службы доставки. Наша задача сделать так, чтобы покупатель не чувствовал дискомфорт из-за того, что стоит в очереди с оптовиком. Есть концепция разделения потоков и разные программы лояльности для обычных покупателей и для юридических лиц. С кассы можно отправлять автоматически Универсальный передаточный документ (УПД) без необходимости печатать, ставить подпись, заверять печатью и т.д.
CNews: Насколько возросла востребованность ваших решений?
Алексей Анкудинов: Сейчас много запросов, в проработке порядка 15 крупных проектов. Это уже превышает первоначальные планы. Планируем как международные проекты, так и внутри России.
Мы поддерживаем высокую скорость развертывания наших решений в инфраструктуре клиентов, исторически научились делать быстро и синхронно крупные проекты. Еще несколько лет назад проекты на 9 000 касс и на 13 000 касс наши команды в параллели делали за 9 месяцев.
Сегодня главное требование к ИТ-решениям — окупаемость проектов должна быть очень быстрой. Мало кто запускает проекты, которые длятся больше года. Все хотят быстрой победы.
CNews: Каким был для вашей компании 2021 год? Что удалось реализовать, какие новые цели?
Алексей Анкудинов: Если сравнивать 2020 год и 2021 год, то у нас был рост оборота на 31% по аппаратной части и софту. Увеличивается клиентская база. Минимум треть новых проектов пришлась на страны СНГ. Были крупные проекты в Киргизии, Казахстане, Азербайджане, Белоруссии, Узбекистане. Об этом можно почитать на нашем сайте. В этом году мы продолжаем активное развитие в СНГ. Ведем проекты и в фэшн-ритейле, будем наращивать функциональность для этого сегмента.
CNews: Над какими проектами вы будете работать в ближайшее время и как планируете развивать свою экосистему?
Алексей Анкудинов: Мы концентрируемся на создании экосистемы и расширении открытого API, развитии шины данных для большего числа интеграций с участниками рынка. Усиливаем модуль лояльности, дорабатывая компоненты Сегментации и Коммуникации. Расширяем возможности работы с маркировкой, чтобы ритейлеры продавали маркированные товары во всех каналах и на всех видах касс, избегая штрафов.
Делаем дополнительные интеграции. Например, в проработке проект с приложением «Кошелёк» — по новым возможностям оплаты для покупателей и привязке карты лояльности к системе оплаты СБП, что ускорит подобные операции.
Самообслуживание — тренд, на котором мы продолжим фокусироваться в свете востребованности этих технологий. Наши клиенты уже используют более 1600 станций оплаты CSI K, и мы продолжаем обеспечивать их возможностью предоставлять покупателям все преимущества самообслуживания. Не менее важно для нас и для нашей службы сервиса обеспечить бесперебойное функционирование уже установленного парка вендорских касс SCO, а также решать вопросы антифрода.
Мобильность. Будем развивать Set Galya — чат-бот для привилегированных операций старшего персонала. После запроса с кассы старший персонал получает уведомление на смартфон — и подтверждает операцию одной кнопкой. Можно, например, отменить позиции на кассе, удалить товар из чека и т.п. Кассиры «Ленты» в одном из гипермаркетов благодаря этому приложению сэкономили около 60 часов за месяц. В апреле 2022 года этот продукт получил награду на CX World Awards в категории лучших инноваций в управлении клиентским опытом!
CNews: Какие именно доработки ждут Set Galya в ближайшем будущем?
Алексей Анкудинов: У «Гали» теперь открытый API, который позволит загружать в чат-бот любые события. Например, оповещение ответственного сотрудника о том, что закончились свободные терминалы в зоне selfscan. Или оповещение об очередях на кассах. Прорабатываем ролевую модель — чтобы сотрудники подписывались на те типы событий, которые релевантны именно их рабочим задачам.
Сила в продукте и его добавочной ценности
CNews: В чем ваше конкурентное преимущество на рынке?
Алексей Анкудинов: Основное конкурентное преимущество — сила продукта. Экосистема решений Set позволяет запускать проекты на всех современных типах касс, централизованно управлять ими в рамках единого ядра и выдерживать высокие нагрузки. Мы ориентируемся на результат для бизнеса и в начале проекта ставим цели с клиентом — по снижению стоимости владения продуктом, по улучшению показателей скорости обслуживания, по экономии на расходных материалах и некоторых операциях, предоставляем готовые интеграции и новые возможности для роста прибыли с помощью наших партнёров.
По данным исследований, в 2021 году Set Retail признана лучшей на рынке по функциональности среди кассовых систем.
CNews: Сможет ли телефон заменить предпринимателю онлайн-кассы?
Алексей Анкудинов: Для крупного бизнеса со множеством стационарных магазинов нужны надежные решения, которые работают офлайн и могут быстро обслуживать. Телефон — это не про скорость, а про персонализацию и гибкость в обслуживании здесь и сейчас. Такой сервис важен, например, для бутиков или для продажи товаров во время спортивных матчей. И в выездной торговле применима только мобильность.
Где якорь у ритейла
CNews: Как вы видите дальнейшее развитие ИТ в ритейле?
Алексей Анкудинов: Ритейлеры будут отходить от монолитных продуктов для решения комплекса задач в пользу специализированных, закрывающих конкретные вопросы.
Выиграют те, кто смогут оперативно подстроить свою ИТ-площадку. Если платформа ритейлера не позволяет быстро внедрять инновации и вносить изменения — она становится якорем. Если платформа открытая, если есть набор решений в виде интеграционных шин для быстрых экспериментов и внедрения, то он будет быстрее реагировать на вызовы времени и получать больше покупателей.
Импортозамещение, открытый код и жесткий дискаунтер
CNews: Как в ближайшие два года будет развиваться рынок ИТ-решений? Какие будут тренды?
Алексей Анкудинов: Будет меньше новых открытий магазинов. Все будут биться за производительность, эффективность и уникальность своего предложения для покупателя. Будет востребована технология очень низких цен для удержания покупателя — формат жестких дискаунтеров. Например, «Светофор» или Fix Price требуют своего подхода к ИТ решениям.
Для супермаркетов или гипермаркетов — тренды на программы лояльности, персонификацию предложений, развитие разных каналов продаж. Продолжат развиваться сервисы e-commerce.
CNews: Какие сложности испытывает ритейл в свете внешнеполитических событий?
Алексей Анкудинов: Часть западных разработчиков отказывается от продажи или поддержки новых лицензий в России. Особенность розничной торговли — в том, что есть физические места сотрудников, кассы. Использовать Open Source-решения, во-первых, надежней с точки зрения производительности, требований к «железу», а, во-вторых, это снижает стоимость владения (если, например, на кассах до этого были платные лицензии Windows). Поэтому все, что у нас в базе используется, основано на Open Source-решениях. Мы с 2021 года в Реестре отечественного ПО. Импортозамещение стало трендом в 2022 году — и мы даем ритейлерам, использующим зарубежное ПО, возможность не останавливать свои процессы и оперативно поменять кассовую систему.
Отдельная проблема с аппаратными комплексами. Будут значительные изменения в цепочках поставок. Но мы уже несколько лет развиваем собственную разработку и нам есть, что предложить рынку. Сейчас востребованность собственных российских разработок будет только расти.
CNews: Что ждет ритейл от импортозамещения?
Алексей Анкудинов: Ждет того же, что и всегда: возможностей развития бизнеса, сокращения затрат, гибкости в работе с софтом и новыми технологиями — отечественные решения, в том числе наши, смогут им в этом помочь.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a18443