Тренды российских облаков: экономия не главное, уникальный сервис, рост финансовой ответственности провайдеров
Облака – один из немногих сегментов ИТ-рынка, который растет двузначными темпами, несмотря на кризис, а во многом даже благодаря нему. На российском рынке обозначились ярко выраженные локальные тенденции. Драйвером рынка является не экономия, а доступность ИТ-инфраструктуры «по запросу». Процветает клиентоориентированный подход, что объясняется ориентацией провайдеров на крупный бизнес в отсутствие СМБ. Растет ответственность поставщиков, выраженная в деньгах. Клиенты критикуют провайдеров за высокую стоимость услуг. Несмотря на позитивную динамику сегмента, у заказчиков по-прежнему много претензий к облакам, выяснилось во время конференции, которую провели CNews Conferences и CNews Analytics 8 сентября 2016 г.
В исследовании Gartner публичное облако переместилось из разряда визионерских идей в технологии стратегического значения, которые способны оптимизировать существующую инфраструктуру и бизнес-процессы. По данным аналитической компании, в 2016 г. облачный рынок вырастет на 16,5% с $175 млрд до $203,9 млрд. При этом новые прорывные технологии, которые будут менять рынок в будущем (большие данные, интернет вещей, блокчейн), по умолчанию подразумевают использование облаков. Облака – уже не будущее, а настоящее.
По оценке компании Ericsson, в текущем году 50% решений в области интернета вещей будут развертываться в рамках облачной модели. «Сейчас уже построено достаточно много вертикальных решений в области интернета вещей (например, для энергетики или автомобилей), но подобные системы плохо интегрируются между собой. Выходом является создание горизонтальной облачной платформы с открытыми API, которая позволит внедрять новые сервисы», – рассказал Сергей Макаренков, руководитель департамента по разработке и внедрению решений в области Core & Cloud в Ericsson.
Деньги – не главное
Переход рынка в зрелую фазу влияет на то, как потребители сервисов оценивают свои выгоды от использования облаков. Число тех, кто выбирает облака ради снижения издержек, уменьшается, а на первое место выходят такие преимущества, как большая доступность инфраструктуры, отказоустойчивость, гибкая масштабируемость, высокая скорость вывода новых продуктов на рынок, возможность сосредоточиться на решении бизнес-задач.
«При создании нового продукта очень легко ошибиться с прогнозом потребления. В случае если ошибка была в большую сторону, инвестиции оказываются «закопаны» на длительный срок, при ошибке в меньшую сторону не удается полностью удовлетворить спрос. Облака же позволяют стартовать с минимального порога и наращивать на лету мощности по мере необходимости», – поделился опытом CIO Touch Bank Михаил Алексин.
Директор департамента информационных технологий коллекторского бюро «Сентинел» Виталий Пашенцев поделился опытом того, как внедрение облаков позволяет снизить нагрузку на ИТ-отдел компании. «После внедрения VDI техподдержка превращается в «замену лампочки»: в случае выхода из строя тонкого клиента сотрудник приходит и подключает в сеть новое устройство. Восстановление данных не требуется, так как они сохранены на удаленном сервере». При этом тонкие клиенты гораздо более отказоустойчивы по сравнению с традиционными ПК. Начиная с 2014 г. в компании «Сентинел» на VDI были переведены 300 рабочих мест, за это время выход из строя тонкого клиента был зафиксирован только один раз.
С точки зрения капитальных затрат на проекты VDI расходы сопоставимы со стоимостью традиционных ПК: «Развертывание инфраструктуры VDI обошлось нам примерно в такую же сумму, которая потребовалась бы для закупки обычных рабочих станций», – рассказал Вадим Коровко, руководитель отдела бизнес-приложений компании АББ, в которой также были установлены тонкие клиенты.
Финансовая ответственность провайдеров
О взрослении российского рынка свидетельствует появление договоров о качестве сервиса SLA, в которых провайдер четко прописывает компенсацию заказчику в случае простоя. «Ранее при сбое максимум на что можно было рассчитывать – это компенсация стоимости сервиса за время простоя. Сейчас сервис-провайдеры стали более ответственными», – утверждает Вадим Коровко.
Николай Школьников, руководитель отдела маркетинга и продаж систем связи, Panasonic Россия, рассказал, как компания планирует укреплять позиции в сегменте SIP-терминалов. Фокус планируется делать на крупном бизнесе, не забывая про СМБ.
CNews: Какова динамика спроса на решения для корпоративных коммуникаций в России в 2015–2016 годах, по вашим оценкам?
Николай Школьников: После падения в 2015 году на 50% спрос на системы связи остался примерно на том же уровне. В наших продажах мы видим небольшой прирост по сравнению с результатами прошлого года за счет успехов в сегменте крупного бизнеса. Тем не менее нельзя не отметить растущий спрос на программные и облачные решения. Именно этот интерес повлиял на рост наших продаж SIP-терминалов, который составил 15% по отношению к прошлому году.
По мнению Сергея Макаренкова, руководителя департамента по разработке и внедрению решений в области Core & Cloud, Ericsson, одним из основных драйверов роста трафика и доходов ИТ-провайдеров станут cервисы интернета вещей, предоставляемые по облачной модели.
CNews: Каковы основные проблемы распространения публичных облачных сервисов в России, по вашему мнению?
Сергей Макаренков: Каждая компания должна выработать собственную стратегию по миграции в публичное облако, определить, какие приложения можно разместить у аутсорсера и что оставить в частном облаке, определить сервисную модель, решить вопросы техподдержки, безопасности, управления жизненным циклом, разработать трансформацию внутренних бизнес-процессов, провести анализ регуляторной составляющей, обучение персонала. Данные задачи являются сложными и требуют либо развития собственной компетенции, либо привлечения внешнего консалтинга.
Максим Березин, директор виртуального дата-центра компании «Крок», рассказал CNews, что российский рынок привлекает немало зарубежных компаний, и для работы в России они выбирают гибкую облачную инфраструктуру, не требующую капитальных вложений.
CNews: Как вы оцениваете динамику спроса на внешние облачные сервисы в России в 2016 году? Можно ли сказать, что победила экономическая целесообразность?
Максим Березин: В России, помимо общемировой тенденции к переходу в «облако», акселератором развития данных услуг также являются законы о хранении персональных данных. Наш рынок привлекает немало зарубежных компаний, и для работы в России они выбирают гибкую облачную инфраструктуру, не требующую капитальных вложений. Эти факторы обеспечат еще более активное развитие облачных сервисов в ближайшие годы. За первое полугодие 2016 года выручка облачного направления «Крок» выросла более чем на четверть по отношению к первому полугодию 2015 г.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a5441