Как легко и «бесшовно» перейти в «облака»
Переход на облачные технологии превратился в устойчивый тренд, и пришло
время заново посмотреть на некоторые особенности развития современных
ИТ.
По данным исследовательской компании Gartner, мировой рынок публичных облачных услуг в 2016 г. вырастет до $204 млрд по сравнению с $175 млрд в 2015 г. В мире больше половины предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса, уже используют частное, публичное или гибридное облако.
Аналитики Economist Intelligence Unit отмечают, что крупные компании по всему миру продолжают переход на облачные технологии хранения и обработки данных. Это очевидный сигнал о том, что облачные системы имеют высокую эффективность и постепенно становятся стандартом корпоративных ИТ.
Гибридное облако побеждает
Обычно заказчик сначала переводит ИТ-инфраструктуру в частное облако, в котором облачный центр обработки данных (ЦОД) физически размещается на территории заказчика. Такая схема хорошо работает в условиях стабильной вычислительной нагрузки. Также она вызывает у пользователя меньше беспокойства по поводу утечки конфиденциальных данных и недоступности ресурсов из-за сбоев. Как и другие виды облачных систем, частное облако в первую очередь используется компаниями с большим количеством клиентов, филиалов и других потребителей ИТ-ресурсов корпоративного ЦОД.
Гибридное облако — самый быстрорастущий сегмент облачных инфраструктур. Большинство компаний, ранее запустивших частное облако, уже перешли на гибридное или собираются это сделать в ближайшее время. В гибридном решении самая важная часть ресурсов, например конфиденциальные данные, хранится в корпоративном сегменте, но в случае необходимости частное облако «наращивается» публичным ресурсом — от стороннего провайдера мощностей. Такая схема обеспечивает дополнительные вычислительные ресурсы и экономит деньги. Например, у компании наблюдаются сезонные всплески потребления вычислительных ресурсов. В случае с обычной ИТ-системой придется устанавливать избыточные мощности, которые почти всегда будут простаивать без работы. В гибридном облаке можно обойтись необходимым минимумом, а пиковые нагрузки компенсировать подключением к публичному облаку. Фактически, часть ИТ-сервисов компания помещает в публичное облако и использует схему «ИТ как сервис».
Также постепенно наращивают долю на рынке публичные облака, в которых все ресурсы предприятия размещаются удаленно — на серверах стороннего поставщика ИТ-услуг. В России в первую очередь публичное облако используют крупные предприятия, которые перемещают во «внешнюю среду» свои хранилища данных, бизнес-аналитику и обработку транзакций, но также среди клиентов облачных провайдеров становится все больше небольших по размеру компаний. «При использовании публичного облака и при построении гибридного российские заказчики, какого бы размера их компании не были, ориентируются на множество факторов, как-то: репутация облачного провайдера, надежность ЦОДа, на базе которого оказываются услуги, их ассортимент, наличие квалифицированной технической поддержки в режиме 24х7. Немаловажным фактором также является привычность облачной платформы с точки зрения лежащей в ее основе ключевой технологии. Чтобы сделать собственное облако еще удобнее и привлекательнее для пользователей мы развернули несколько таких платформ для удовлетворения запросов подавляющего количества заказчиков. При этом они могут размещать свои ресурсы как на одной площадке, так и на нескольких одновременно», — отметил Максим Березин, руководитель виртуального дата-центра компании «Крок».
Быстрее всего растет сегмент IaaS (инфраструктура как сервис): заказчик не закупает и не устанавливает физические серверы, а просто получает доступ к управлению выделенными виртуальными серверами, запущенными на аппаратном обеспечении поставщика. Тренд роста доли IaaS наблюдается и в развивающихся странах. К 2018 г. IaaS составят 21% от глобальных трат на облачные сервисы общим объемом $256 млрд. Популярность решений IaaS объясняется простотой их использования — клиент сразу получает работающий сервис.
Второй по темпам роста — сегмент решений PaaS (платформа как сервис). В данном случае заказчик получает доступ к облачной виртуальной платформе для разработки и управления собственными сервисами. При такой схеме ИТ-специалисты заказчика получают доступ к платформе поставщика облачных услуг и возможность самостоятельно создавать, тестировать и запускать в коммерческую эксплуатацию разные облачные сервисы, например веб-клиенты для проведения транзакций филиалами компаний.
Стоимость и гибкость
У облачных технологий есть преимущество в универсальности и меньшей стоимости эксплуатации, чем у традиционных ИТ-систем. Современный мир быстро меняется, и невозможно спроектировать фиксированную экономически эффективную ИТ-систему, которая прослужит много лет. Облачные решения позволяют быстро запускать новые услуги, тестировать их, подключать новых пользователей, масштабировать аппаратную часть частного облака и расширять производительность гибридного. Данные возможности особенно актуальны в сложные экономические периоды.
Об этом подробнее рассказал Максим Березин: «Облачный рынок в России ежегодно растет на десятки процентов, и кризис является одним из драйверов его развития. Пока курсы валют были низкими, а западное оборудование стоило намного дешевле, ИТ-директора часто выбирали покупку и развертывание собственной инфраструктуры, а не аренду. Но теперь во многих случаях это правило уже не действует, и облачные услуги стали спасительным инструментом, с помощью которого можно отложить модернизацию инфраструктуры и снизить нагрузку на бизнес в виде капитальных затрат, — поясняет эксперт. — Законодательные изменения также сыграли в пользу роста сегмента. Речь идет о поправках к закону о персональных данных российских пользователей. Благодаря этим изменениям мы стали сотрудничать, например, с ритейлером Hoff, американским разработчиком программных продуктов для анализа данных Teradata, а также международным производителем косметики и крупной иностранной логистической организацией».
Помимо стремления уменьшить капитальные расходы и обеспечить соответствие требованиям российского законодательства, есть и другие мотивы. В частности, Максим Березин подчеркнул, что облачные решения прежде всего необходимы для запуска новых проектов и бизнесов, судьбу которых часто трудно спрогнозировать. За последние два года в портфолио облачных проектов «Крок» появилось много стартапов, рассказывает он. Например, обучающие курсы «Национальной открытой платформы образования». «Ее разработчики не могли точно спрогнозировать на один-два года вперед возможное количество пользователей и требуемое количество вычислительных мощностей, потому решили разместить платформу в облаке, — рассказал Максим Березин. — Кроме того, растет количество заказчиков, предпочитающих отдавать в облако рутинные или непрофильные функции, к которым часто можно отнести и ИТ. По такому пути пошла, например, сельскохозяйственная и продовольственная компания «Русагро». Есть и такие организации, которые не боятся передать на аутсорсинг ключевые бизнес-функции. Так, платежная система Platbox воспользовалась ресурсами нашего облака для размещения процессинговой системы; производитель продуктов питания «Мон’дэлис Русь» размещает у нас систему управления транспортной логистикой; транспортная компания «СТА Карго» — систему управления складом. Такими компаниями движут разные цели, но, как правило, это желание использовать облако для построения гибкого и прозрачного бизнеса».
Малый бизнес и мобильность
Важным трендом последних 10 лет является развитие концепции Mobile Cloud Computing (MMC), или так называемого мобильного облака. Последнее подразумевает интеграцию мобильных устройств и облачных вычислений.
Как рассказал Дмитрий Гаврилов, руководитель направления облачных сервисов исследовательской и консалтинговой компании IDC Россия и СНГ, в данном случае обработка и хранение данных происходит в облаке, а не на маломощном мобильном устройстве с ограниченной емкостью памяти. «В результате пользователь получает сразу несколько преимуществ, — перечисляет аналитик. — Это возможность хранения больших данных в облаке; высокая производительность вычислений, выполняемых в облаке; новые возможности интеграции с мобильными приложениями, сервисами геолокации, разнообразными облачными сервисами; более экономное расходование заряда батареи мобильного устройства, за счет переноса энергоемких вычислений в облако».
Технологии мобильного облака придают импульс росту спроса на облачные сервисы со стороны мобильных пользователей. Это косвенно влияет на развитие облачных сервисов в целом, считает Дмитрий Гаврилов. «MMC открывает новые возможности, связанные с повышением мобильности сотрудников. Многое из того, что раньше было доступно исключительно на персональных компьютерах, теперь становится возможным на мобильных устройствах. Комбинация мобильных устройств и облачных технологий позволяет расширить функционал и вычислительные возможности до уровня, который ранее не был доступен мобильному пользователю», — отмечает он.
По мнению Дмитрия Гаврилова, для малого и среднего бизнеса публичные облачные решения могут предложить высокий уровень защищенности, который ранее могли себе обеспечить только крупные компании с большим ИТ-бюджетом. «За счет эффекта консолидации в частном или публичном облаке можно обеспечить избыточность основных компонентов и повысить надежность ИТ-инфраструктуры без существенного увеличения себестоимости вычислений и хранения данных, — поясняет Дмитрий Гаврилов. — В публичном облаке этот эффект позволяет применять самые совершенные решения для защиты данных в режиме совместного использования. То есть стоимость разделяется между несколькими клиентами, и подобные решения становятся доступными даже для небольших компаний. К сожалению, на российском рынке до сих пор существуют опасения насчет безопасности данных в облачной инфраструктуре. Можно с уверенностью сказать, что подобные страхи ничем не обоснованы и не подкреплены. Поставщик облачных услуг берет на себя риски, связанные с обеспечением защиты данных, отвечает за нее репутацией и своим бизнесом. Благодаря специализации на данном виде услуг поставщик может обеспечить безопасную среду для своих заказчиков».
Рост продолжится
Рынок облачных решений продолжит рост в обозримом будущем, скорее всего, даже на фоне появления высокопроизводительных процессоров и систем хранения данных нового поколения, которые снимут вопрос нехватки вычислительных мощностей и дискового пространства.
Сегодня это уже вопрос не технологий, а эффективности. Облака оказались намного более гибкими в применении. К тому же до сих пор не было серьезных нарушений безопасности облачных хранилищ, в то время как случилось множество утечек данных из традиционных ИТ-систем, в том числе правительственных, защищенных лучше большинства коммерческих.
Рост мобильных трафика и рекламы, развитие интернета вещей также играют в пользу облачных решений. Облачные системы уже способны заменить большинство старых решений во всех отраслях: от розничной торговли в интернете до больших данных в фундаментальной физике.
Реваз Хетагури, менеджер по работе с партнерами Cisco, отметил: «Современная облачная инфраструктура – это необходимое условие для дальнейшего продвижения интернета вещей (ИВ). Но, и это уже становится очевидно, недостаточное. По различным оценкам, количество вновь подключаемых устройств будет увеличиваться на 30 млн в неделю, что может привести к 5–10 млрд в 2020 г. А это огромное число устройств, каждое из которых генерирует значительный объем данных, передаваемых в сеть – иначе зачем они были бы все нужны. Один подключенный «умный сенсор» генерирует в день примерно 1 ТБ информации! Это новый вызов, если такой объем данных передавать в ЦОД для обработки, то нужно перестраивать сети и строить множество массивных ЦОДов.
Поэтому, тренд заключается в том, что первичный анализ данных происходит как можно ближе к самим сенсорам, т.к. зачастую нет необходимости передавать данные в ЦОД и можно сделать необходимые выводы прямо «на местах». При такой модели в ЦОД передаются данные, необходимые для макро-анализа и дальнейших бизнес-выводов. Это обуславливает растущий интерес (а с ними, и инвестиции!) к различным аналитическим системам, разворачиваемым в ЦОДах. По исследованию, проведенному Cisco в 2015 году среди топ-менеджеров в нефтегазовой индустрии, 48% респондентов ответили, что «цифровизация» их компании необходима, чтобы получить данные для принятия более эффективных и быстрых управленческих решений.
Новые тенденции отчетливо прослеживаются, например, у вертикально-интегрированных нефтяных компаний. На фоне падающих цен на нефть и стратегической неопределенности, очевидно, что доходы компаний не будут расти. Поэтому, они обратили взор в сторону наиболее эффективного управления при помощи ИТ, и в этом видят резервы для повышения эффективности. Разрабатываемые решения позволяют собирать данные с «умных сенсоров» на огромной территории и обрабатывать в локально расположенных центрах («computing on the edge»), где автоматически принимаются оперативные решения, а аналитические данные передаются в «облако» для дальнейшей обработки, что сокращает потребность в расширении сетей и резком наращивании мощностей ЦОДов. По моему мнению, именно комбинации «облака» с возможностями «вычислений на границе» – и будет лежать дальнейшее развитие в области ИВ».
Подводя итог, Реваз Хетагури добавил: «На мой взгляд, сегодня развитие компьютерных технологий подразумевает более легкий и «бесшовный» переход к использованию облаков. Даже появление высокопроизводительных персональных или корпоративных систем не остановит рост отрасли облачных хранилищ и облачных вычислительных систем в ближайшей и средней перспективе, и это, скорее, обусловлено удобством и бизнес-эффективностью. Обратное тоже верно: «облака» не «выдавят» персональные и корпоративные системы полностью. Просто мы должны будем стать свидетелями установления нового баланса между cloud и on-premise решениями, где «облака» будут иметь гораздо большую долю».
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a4881