CNews Cloud: Облачные сервисы
Интервью

Максим Березин, руководитель Виртуального дата-центра КРОК: «Уход в облака – верная стратегия»

Цифровизация Облака Маркет
, Текст: Павел Притула

Что делать, если ИТ-бюджет не позволяет закупить все необходимое оборудование, что самое главное в облаке и почему не надо бояться потерять контроль над своими системами в коммерческом ЦОДе, рассказывает руководитель Виртуального Дата-центра КРОК Максим Березин.

CNews: Какой стратегии вы предлагаете придерживаться вашим клиентам в кризис, чтобы облачные решения помогли увеличить эффективность их бизнеса?

Максим Березин: В кризис все стремятся очень взвешенно подходить к расходам, потому что оборудование выросло в цене более чем вдвое по сравнению с предыдущими закупками, когда доллар стоил 30 рублей. Какие могут быть варианты действий? Первый и наиболее очевидный — покупать меньше. Но этот подход только откладывает решение проблемы. Вспомним, как в недавнем прошлом компании приобретали оборудование: делали прогноз потребностей бизнеса в ИТ на 3 года и осуществляли закупку с таким расчетом, чтобы устройства вышли на пик производительности как раз к концу трехлетнего срока.

Сейчас покупать с запасом слишком дорого, оборудование приобретается такое, чтобы его характеристики отвечали современным потребностям. Из-за этого в перспективе одного-двух лет придется делать апгрейд, который приведет к более высоким расходам. Во-первых, у ряда вендоров апгрейдные опции оборудования стоят значительно дороже, чем обычные. Во-вторых, при небольшой закупке вы не получите серьезную скидку у продавца. И, в-третьих, никто не знает, что будет с рублем через год, и не продолжится ли девальвация.

Мы предлагаем другой подход — приобретать не «железо», а облачные услуги. Облако позволяет тратить совсем немного на начальном этапе. Кроме того, если изучить предложения операторов, то можно увидеть инертность рынка — цены после начала кризиса почти не выросли. У некоторых поставщиков они увеличились на 10–15%, но, например, к нам это не относится, так как доля долларовых компонент платформы у нас ниже, чем у конкурентов — наше облако построено с использованием open source компонент, поэтому у нас нет части дополнительных лицензионных выплат, которые, как правило, осуществляются в валюте. В результате колебания курса отражаются на нас не так сильно.

Чем привлекательно облако — можно арендовать виртуальный сервер и наращивать его характеристики в зависимости от потребностей бизнеса. Здесь нет финансовой проблемы, связанной с закупками оборудования «на вырост». В облаке оплата услуг почасовая, и можно гибко управлять объемом арендуемых вычислительных мощностей. Поэтому для многих компаний облака стали привлекательным решением ИТ-задач.

Информационные технологии — это кровеносная система компании, но в абсолютном большинстве случаев ИТ не имеют никакого отношения к основному бизнесу компании. Это расходная часть бюджета. И переход в облако позволяет компании убрать или сократить штат сотрудников ИТ-службы, занимающихся обслуживанием «железа», переложить значительную часть ИТ-задач на поставщика облачных услуг и сосредоточиться на своем бизнесе.

CNews: Как идет развитие Виртуального дата-центра КРОК, который Вы возглавляете?

Максим Березин: Я смотрел статистику развития — она очень позитивная. В 2014 году оборот облачного бизнеса в рублях увеличился на 49%, а в 2015-м — на 59%. Это одно из самых быстро растущих направлений бизнеса в нашей компании.

CNews: Расскажите, пожалуйста, какие заказчики пользуются Виртуальным дата-центром, и какие сервисы они приобретают?

Максим Березин: Мы оказываем услуги корпоративным заказчикам. На сегодняшний день у нас более ста клиентов. Из них 30% дохода нам приносят ИТ-компании, которые, например, используют наши мощности для предоставления сервисов собственным клиентам. Они арендуют у нас инфраструктуру по модели IaaS и используют ее для оказания услуг SaaS. Еще 30% занимают розничные сети, около 15% — организации финансового сектора, остальное приходится на компании сферы услуг, логистику, медицину, образование и другие отрасли.

Помимо IaaS, мы предлагаем клиентам гибридные облака, построение катастрофоустойчивых решений, услуги SaaS и «безопасность как сервис». Наш портфель услуг включает полный спектр решений для безопасности — от антивируса и межсетевого экрана до систем обнаружения и предотвращения вторжений.

CNews: Какие ИТ-задачи заказчики решают с помощью облаков?

Максим Березин: В нашем облаке примерно 75% задач связаны с выполнением основных, бизнес-критичных сервисов клиентов. Определяется это высокой надежностью и доступностью облачных услуг, оказываемых с использованием двух ЦОДов КРОК, то есть основного и резервного облаков для заказчиков. Дело в том, что при использовании одного облака SLA может гарантировать доступность 99,9% — это 8 часов 45 минут простоя в год. Но ни один банк не устроят такие условия, по которым его АБС или процессинг могут быть недоступны столько времени. Использование второго ЦОДа позволяет значительно увеличить доступность сервисов. И все компании, решившиеся вынести свои бизнес-критичные процессы в облако, используют два наших ЦОДа.

Еще одна актуальная задача, которую решает наш виртуальный ЦОД — перенос в Россию персональных данных российских пользователей. Напомню, что принятые изменения в закон 152-ФЗ обязывают операторов персональных данных хранить и обрабатывать данные граждан России на территории нашей страны.

Насколько этот закон подтолкнул движение заказчиков в сторону нашего ЦОДа? Я уже говорил, что за 2015 год наш оборот увеличился на 59%, причем значительный прирост случился именно в IV квартале, когда изменения в закон вступили в силу. Буквально был бум обращений. Как минимум косвенно, но мы можем судить о значительном влиянии ФЗ-152 как на наш бизнес, так и на облачный сегмент в целом.

CNews: Насколько широк спектр ИТ-систем, приложений, размещаемых клиентами в вашем облаке?

Максим Березин: Нашему облаку доверяют ключевые и высоконагруженные ERP-системы компаний, крупные интернет-магазины, системы прогнозирования спроса, банковский процессинг, складские, логистические системы. Из клиентов могу назвать российского разработчика систем безопасности Positive Technologies, американскую ИТ-компанию Teradata, мирового лидера по производству снеков «Мон’дэлис Русь».

Интересный пример использования облака показала проектно-строительная компания «Урбан консалтинг», использовавшая САПР в облаке КРОК. У нее много проектных офисов в регионах, и срок жизни этих офисов относительно небольшой. Внедрять в каждом все необходимые системы было бы неоправданно дорого, и облако в этом случае стало отличным инструментом для предоставления всех необходимых сервисов САПР для проектных команд.

CNews: Удалось ли на сегодняшний день полностью преодолеть опасения заказчиков за безопасность своих данных в облаке и за контроль над процессами хранения и обработки бизнес-критичных данных в чужом ЦОДе?

Максим Березин: Чем хорошо облако — полным самообслуживанием. Управление виртуальными машинами, дисковым пространством, резервными копиями производится через портал самообслуживания сотрудниками ИТ-службы заказчика. С этой стороны клиент полностью контролирует свои данные и процессы. Если по какой-то причине происходит сбой, то вступают в действие SLA и наши обязательства по нему.

Мы каждого клиента консультируем, объясняем, как лучше все построить. Но и заказчик должен верно оценивать соотношение своих требований к возможностям платформы, на которой они размещены. Как я уже говорил, не всех устраивает уровень доступности 99,9%, и в этом случае логично использовать два ЦОДа — основной и резервный. С одной из крупных розничных компаний мы провели испытания — в разгар рабочего дня отключили все их системы на сотнях машин в основном ЦОДе, после чего буквально за 15 минут они были «подняты» в резервном, и работа продолжилась. Мы знали, на что идем, потому что выполняли хорошо отлаженный процесс, и взаимодействие с заказчиком тоже было на высоте. Соответственно, и сам клиент уверен в полном контроле всех систем.

Одна из проблем облаков — «шумные соседи». То есть, если ваши системы размещены на одном дисковом массиве с чужими, они могут «толкаться локтями» с вами и конкурировать за ресурсы производительности дисковой подсистемы. Для банковских core- и других высоконагруженных систем это может сыграть фатальную роль. Поэтому важно не только обеспечить достаточную производительность дисковой подсистемы, но и предоставить каждому заказчику гарантированный доступ к необходимым ресурсам.

Мы решили эту проблему и сейчас предоставляем клиентам «двойной SLA». Первый определяет уровень доступности серверов, а второй гарантирует достаточную производительность дисковой подсистемы. То есть «соседей» вы не почувствуете, и мы за это несем финансовую ответственность по договору. По-моему, КРОК — единственная компания, которая предоставляет такие условия.

Форс-мажоры возможны, но мы стремимся минимизировать любые проблемы, даже самые сложные, и сократить возможные риски. Для этого за каждым клиентом закрепляем двух менеджеров: один отвечает за взаимодействие с компанией КРОК, а второй — за технические вопросы. Технический менеджер в первую очередь изучает список информационных систем клиента для размещения в нашем ЦОДе, предлагает некоторые из них резервировать и обязательно согласовывает с ИТ-службой заказчика схему сетевой архитектуры. Правильно построенная сеть избавляет нас от многих возможных проблем, которые потребовали бы приложения больших усилий для их ликвидации.