CNews Cloud: Облачные сервисы
Интервью

IBS DataFort: Возможность получить все сервисы из одних рук является гарантией их качества

Облака Маркет
, Текст: Наталья Рудычева

На западном рынке крупные корпорации не строят собственные ЦОДы, предпочитая работать с профессиональным аутсорсером. Российские компании пока стремятся оставить максимум ресурсов у себя. Однако, ситуация меняется. О том, какие сервисные услуги предлагают сегодня заказчикам облачные провайдеры в интервью  CNews рассказал Владислав Лантух, заместитель генерального директора IBS DataFort.

CNews: В последнем отчете IDC предсказывает рост мировых расходов на облачную ИТ-инфраструктуру в 2015 г. на 24,1% по сравнению с 2014 г. Как, по вашим прогнозам, будет развиваться российский облачный рынок?

Владислав Лантух: Думаю, обозначенный IDC  тренд справедлив и для российского рынка. Более того, облачный рынок в России развивается еще более активно – он растет на 35-40% в год, и такие темпы сохранятся еще лет пять. 

Однако, все исследования этого рынка имеют один существенный недостаток – они слишком общие, и нам, как игрокам рынка профессиональных облачных В2В сервисов, приходится постоянно домысливать, каким образом вычленить интересующий нас сегмент. Например, в отчете IDC приводится оценка развития всех сервисов – IaaS, SaaS, В2С, В2В, В2G и так далее. С точки зрения большой аналитики это, наверное, правильно. Но с точки зрения развития конкретных сегментов и их роста здесь, в России, на мой взгляд, нужно их все-таки разделять.

Более того, если мы говорим про В2В, то в этом сегменте достаточно существенная доля приходится на проектный бизнес, который почему-то причисляется к IaaS, хотя не имеет к сервису никакого отношения. Например, это интеграторские проекты по сдаче в аренду оборудования в ЦОДе. По нашим оценкам, доля таких проектов,, причисляемых к IaaS, на российском рынке составляет до 50%.

CNews: Приведенная вами оценка роста в 35-40% рассчитана в рублях или в долларах?

Владислав Лантух: Думаю, основное преимущество облачного сервиса как раз и заключается в том, что он номинируется в рублях. Этой политики придерживаемся и мы как оператор, и наши клиенты, для которых самое главное – это предсказуемость.

CNews: Та же IDC  говорит о 3 драйверах развития облаков: гибкость облачной инфраструктуры,  экономия и приложения нового поколения, жизненный цикл которых будет от начала и до конца находиться в облаке. В России развитие облаков стимулировалось требованиями 152-ФЗ и 242-ФЗ. Они уже вступили в силу. Какие еще российские драйверы вы видите?

Владислав Лантух: Если говорить про точки роста, то основная из них – это экономия.  Возможность приобрести сервис на 2-3 года с понятным рублевым ценообразованием – это то, что необходимо заказчикам сегодня. Конечно, существуют компании, которые в свое время потратили значительные средства на инфраструктуру, у них много унаследованных тяжелых систем, которые невозможно виртуализировать. Но таких компаний все меньше и меньше – ведь жизненный цикл любой системы ограничен. И когда встает вопрос о том, что делать дальше, большинство ИТ-директоров выбирают облачные сервисы. 

Пик спроса на облачные решения, вызванный 152-ФЗ и 242-ФЗ, уже пройден. Конечно, работы в этом направлении еще продолжаются, но они уже не формируют спрос. Среди наших клиентов в этом направлении было много международных компаний. Их ИТ-системы, как правило, централизованы и находятся в Европе, поэтому им приходилось переносить их в Россию. Вторая группа заказчиков – это ритейл, который широко использовал сервисы западных провайдеров, например, Amazon и Azure. Кроме необходимости переноса данных в Россию они столкнулись еще и с почти 2-кратным подорожанием стоимости услуг в рублях. И это стало важным стимулом для заключения контракта с российским оператором.

Еще один очень важный фактор, способствующий росту российского облачного рынка, – это повышение его зрелости, уровня ответственности игроков, появление четких критериев качества оказываемых услуг. Еще недавно заказчики не обращали внимание на прописанный в контракте SLA, подразумевая, что уровень сервиса у всех компаний одинаковый. Сегодня они тестируют решения и приобретают те сервисы, которые наилучшим образом соответствуют их требованиям. Думаю, в среднесрочной перспективе качество сервиса будет играть ключевую роль для заказчиков. И те компании, которые сфокусируются на нем, добьются успеха.

CNews: На мировом облачном рынке, по данным Orange, около 53% - это SaaS, и менее 40% - IaaS. В России все наоборот – 58% IaaS и около 30% - SaaS. Ожидаете ли вы выравнивания структуры российского и мирового рынка?

Владислав Лантух: Это зависит, в первую очередь, от того, каковы доли крупных, средних и малых компаний в экономике страны. Доля малого бизнеса в Европе существенно выше, чем в России, поэтому там более активно развивается SaaS. 

Подобная диспропорция складывается в России и в региональном разрезе. Большинство облачных ресурсов сосредоточено в Москве, потому что именно здесь базируется около 80% бизнеса, в том числе штаб-квартиры крупных регионально-распределенных компаний. Если посмотреть на проекты по строительству ЦОДов, то большинство из них реализуется в Москве в пределах МКАД

Владислав Лантух: В среднесрочной перспективе качество сервиса станет ключевым для заказчиков

Владислав Лантух: В среднесрочной перспективе качество сервиса станет ключевым для заказчиков

Конечно, у нашей компании есть клиенты и в регионах, но их очень мало. В основном мы обслуживаем региональные сети, которые потребляют московские ресурсы, потому что их центральный офис находится в Москве.

CNews: К теме импортозамещения – ощущается ли оно на облачном рынке? 

Владислав Лантух: На импортозамещение можно посмотреть с разных сторон. С одной стороны, это ответ на ограничения, которые были введены поставщиками в результате санкций. В результате  многие российские компании оказались в ситуации, когда уважаемые гиганты индустрии просто отказываются продавать им оборудование и ПО. Безусловно, эти компании будут делать все для того, чтобы избежать возможных рисков.

Совсем другая история, когда импортозамещение насаждается искусственным путем. Надеюсь, что этого не будет. Ведь индустрия ИТ формировалась десятилетия, и работающие в этой сфере компании вложили огромные средства в создание своих продуктов. Просто взять и быстро поменять уже имеющиеся решения невозможно. Все существующие оценки говорят о том, что на это понадобится от 5 до 10 лет. 

CNews: Видите ли вы рост спроса на открытые решения?

Владислав Лантух: Если говорить про профессиональные сервисы, то они, на наш взгляд, несовместимы с опенсорсом. На базе свободного ПО возможно создать профессиональное решение в рамках одного, конкретного проекта, но его промышленное использование в виде сервиса в интересах множества корпоративных клиентов придется серьезно дорабатывать. И иногда затраты на внедрение и техническую поддержку могут быть просто космическими. 

Кроме того, таким образом не получается создать продукты, которые можно было бы тиражировать сервисным образом. Опенсорс – один из способов заменить уважаемого вендора, который в связи с санкциями отказался продавать какие-то решения. Но, прямо сейчас ни один оператор не сможет на их основе построить сервисную модель,, гарантируя качество в SLA

Вообще, я не верю в то, что опенсорс завоюет рынок. Linux существует уже более 20 лет, но так и не стал единственным де-факто стандартом для промышленных систем. Однако свободное ПО создает конкуренцию на рынке и способствуют его развитию, и это очень важный аспект.

CNews: Что предлагает на облачном рынке IBS DataFort?

Владислав Лантух: На западном рынке крупные корпорации не строят собственные ЦОДы, не покупают сервера, а работают с профессиональным аутсорсером. Зачастую им даже все равно, в каком конкретно ЦОДе  находится их инфраструктура. Их значительно больше интересует партнер, его опыт, надежность средств, которые он предоставляет, с точки зрения метрик и финансовой ответственности. 

Российский рынок, к сожалению, до этого еще не дорос. Российские компании стремятся оставить максимум ресурсов у себя. И IBS DataFort намерен изменить ситуацию. Мы хотим работать как полноценный аутсорсер, который отвечает и за информационную безопасность, и за лицензирование, и за телеком. Сегодня, как правило, эти направления заказчик передает различным исполнителям, и оценить качество их услуг часто невозможно. 

Мы считаем, что возможность получить все эти сервисы из одних рук повышает ответственность провайдера и является гарантией их качества. На сегодняшний день у нас уже есть опыт такого сотрудничества с целым рядом компаний, и не только западных. Среди них российская дочка Zurich Insurance Group «Зетта Страхование», микрофинансовая организация «Лига Денег» и др.

Наша платформа объединяет ИТ-ресурсы, средства информационной безопасности и сетевые элементы, и мы готовы предоставить их как сервис из одних рук, с прописанными показателями качества и реальной ответственностью за их выполнение. 

Мы готовы отвечать перед клиентом за соответствие предоставляемых нами сервисов всем установленным критериям надежности, доступности и качества. При этом требования к ЦОДу, на наш взгляд, вторичны – главное, чтобы их (ЦОД) было более одного, чтобы обеспечить резервирование. А вот сетевые сервисы должны предоставляться обязательно, потому что без них невозможно гарантировать резервирование и нести ответственность за качество услуг.

Тоже самое относится и к информационной безопасности – защите персональных данных, противодействию DDos-атакам и пр. Мы готовы защищать и конечных пользователей, и электронные торговые площадки, и платежные системы и мн.др. По всем направлениям у нас существуют стандартные продукты, которые на основе сервисной модели могут предоставляться заказчику.  С тем же самым SLA, с теми же метриками и финансовой ответственностью. 

CNews: Какие сектора рынка больше всего заинтересованы и готовы к переходу к сервисной модели?

Владислав Лантух: Во-первых, это финансовый сектор – банки, страховые компании, коллекторы, лизинговые компании, рынок кредитования, включая ломбарды. Сегодня они активно развивают дистанционное обслуживание клиентов, розничные продажи. Успех бизнеса этих компаний зависит от быстроты реакции на происходящие изменения, и обеспечить ее можно только покупая решения как сервис. 

На втором месте, наверное, остаются компании, которые еще не завершили миграцию персональных данных

На третьем – как онлайн, так и офлайн ритейл. Торговые компании находятся ближе всех к потребителю и оперативно реагируют на его запросы сменой форматов, акциями и пр. А для этого им необходимо не строить собственный ЦОД, а приобретать услуги. 

Согласно данным предварительного отчета J&P, в 2015 г. объем российского рынка IaaS составит ₽3,5 млрд. Если 50% от этого – проектный бизнес, то на B2B-сервис приходится  около ₽1,7 млрд.  С учетом ежегодного роста в 25-30% к 2020 г. этот рынок может достигнуть ₽15 млрд, и это очень похоже на правду.